ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1250/17 от 08.11.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1250/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 08 ноября 2017 года

И.о. председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО2 - директора ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> на постановление мирового судьи судебного участка №143 Красноармейского судебного района Самарской области от 02.09.2017г., решение Красноармейского районного суда Самарской области от 24.11.2016г. и решение Красноармейского районного суда Самарской области от 24.04.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес>,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 143 Красноармейского судебного района Самарской области от 02.09.2016 г. ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 90000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.

Решением Красноармейского районного суда Самарской области от 24.11.2016г. постановление мирового судьи от 02.09.2016 г. оставлено без изменения.

Постановлением Самарского областного суда от 10.02.2017г. решение Красноармейского районного суда <адрес> от 24.11.2016г. отменено, дело об административном правонарушении предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> возвращено на новое рассмотрение.

Решением Красноармейского районного суда Самарской области от 24.04.2017г. постановление мирового судьи судебного участка № 143 Красноармейского судебного района Самарской области от 02.09.2016 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе ФИО2 - директор ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> просит постановление мирового судьи, состоявшиеся по делу судебные решения отменить, производство по делу прекратить, указывая, что факт виновных действий юридического лица не установлен, поскольку возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность у ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> отсутствовала в связи с недостаточным финансированием; указывает на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно ст.32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания дошкольных образовательных организаций и детских организаций, относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1; здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф4.1

Из содержания ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что и.о.начальника ОНД и ПР муниципальных районов Пестравский и Красноармейский (заместителем главного государственного инспектора муниципальных районов Пестравский и Красноармейский по пожарному надзору) 22.07.2016 г. на основании распоряжения Начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы м.р. Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области № 35 от 21.06.2016 г., проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБОУ СО СОШ <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, м.<адрес>, в ходе которой выявлено невыполнение ГБОУ СО СОШ <адрес> в установленный срок до 12.06.2016 г. п. 2 предписания №137/1/1 от 20.11.2015 г.: в нарушении ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" отсутствует сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации с дублированием на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; 22.07.2016 г. на основании распоряжения Начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы м.<адрес> и Красноармейский управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №32 от 21.06.2016 г., проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБОУ СО СОШ п.Кировский, расположенного по адресу: Самарская область, м.р.Красноармейский, <...>, в ходе которой выявлено невыполнение ГБОУ СО СОШ п. Кировский в установленный срок до 12.06.2016 г. п. 4 предписания № 134/1/1 от 20.11.2015 г.: в нарушении ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" отсутствует сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации с дублированием на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы м.р. Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области № 33 от 21.06.2016 г., проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБОУ СО СОШ п. Кировский, расположенного по адресу: Самарская область, м.р.Красноармейский, <...>, в ходе которой выявлено невыполнение ГБОУ СО СОШ п. Кировский в установленный срок до 12.06.2016 г. п. 1, 2, 4, 9, 11, 13, 14, 15 предписания №135/1/1 от 20.11.2015 г.: в нарушении ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и СП 1.13130.2009 п. 4.2.7 - двери, отделяющие коридоры от лестничных клеток, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания; ПП РФ N 390 от 24.04.2012г. п. 33, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, СП 1.13130.2009 п. 4.3.2 - пути эвакуации не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов для отделки стен на путях эвакуации 1-го и 2-го этажей, лестничных маршей применен горючий материал; ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", СНиП 21-07-97 п. 5.18 - металлические касауры лестничного марша не доведены до требуемого предела огнестойкости; ППР РФ п.33, СНпИ 21-01-97 п. 6.25 - для отделки ступеней и площадок лестничной клетки на пути эвакуации допущено применение горючих материалов; ст. 1 ФЗ N 69, СНпИ 2.08.02-89 п.1.82 - дверь гладильной совмещенной с прачкой в детском дошкольном учреждении не имеет требуемого предела огнестойкости не менее 0,6 ч; ст. 1 ФЗ N 69, СНпИ 2.08.02-89 - поручни лестничных клеток в здании дошкольного учреждения и на этажах менее 1,2 м; ст. 83 ФЗ N123 - отсутствует сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации с дублированием на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; 22.07.2016 г. на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы м.р. Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области № 34 от 21.06.2016 г., проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБОУ СО СОШ п. Кировский, расположенного по адресу: <адрес>, м.<адрес>, в ходе которой выявлено невыполнение ГБОУ СО СОШ п. Кировский в установленный срок до 12.06.2016 г. п. 1, 4, 5, 6, 7, 9 предписания №136/1/1 от 20.11.2015 г.: в нарушении ПП РФ N от 24.04.2012 г. п. 33, ст. 89 Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ, СП 1.13130.2009 п. 4.3.2 - пути эвакуации не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов для отделки стен на путях эвакуации применен горючий материал; ППР в РФ п. 36 - на путях эвакуации из коридора в фойе основного эвакуационного выхода допущено устройство порога препятствующего свободной эвакуации людей (труба отопления); на путях эвакуации из коридора непосредственно наружу допущено устройство порога препятствующего свободной эвакуации людей (труба отопления); ст. 1 ФЗ N 69, СНпИ 2.08.02 п. 1.82, СНпИ 2.35-76 п. 3.9 - дверь пожароопасного технического помещения (встроенной электрокотельной) не имеет требуемого предела огнестойкости не менее 0,6 ч; ст. 83 ФЗ N 123 - отсутствует сигнал о срабатывании автоматической пожарной сигнализации с дублированием на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта; ст. 1 ФЗ N 69, СНпИ 21-01-97 п. 5.12 - части зданий различных классов функциональной пожарной опасности (Ф4.1 и Ф3.5) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности.

По результатам проверок 22.07.2016 г. и.о. начальника ОНД и ПР муниципальных районов Пестравский и Красноармейский (заместителем главного государственного инспектора муниципальных районов Пестравский и Красноармейский по пожарному надзору) в отношении ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> составлено 4 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования, по каждому зданию ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес>.

В подтверждение, что ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол №41 от 22.07.2017г. об административном правонарушении (л.д.3); распоряжение №35 начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 21.06.2017 г. о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> с целью контроля выполнения предписания №137/1/1 от 20.11.2015г. (л.д.5-6); акт проверки №35 от 22.07.2016 г., составленный и.о. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области, о выявлении в ходе проверки проведенной 22.07.2017 г. невыполнения ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> п.2 предписания №137/1/1 от 20.11.2015г. (л.д.9-10); предписание должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №137/1/1 от 20.11.2015г., которым ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> обязано в срок до 12.06.2016 г. устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности (л.д.11-12); протокол №44 от 22.07.2017г. об административном правонарушении (л.д.17); распоряжение №32 начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> от 21.06.2017 г. о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ГБОУ СО СОШ п. Кировский м.р.Красноармейский Самарской области с целью контроля выполнения предписания №134/1/1 от 20.11.2015г. (л.д.19-20); акт проверки №32 от 22.07.2016г., составленный и.о. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, о выявлении в ходе проверки проведенной 22.07.2017г. невыполнения ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> п.4 предписания №134/1/1 от 20.11.2015г. (л.д.23-24); предписание должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №134/1/1 от 20.11.2015г., которым ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> обязано в срок до 12.06.2016 г. устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности (л.д.25-26); протокол №43 от 22.07.2017 г. об административном правонарушении (л.д.31); распоряжение №33 начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> от 21.06.2017 г. о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> с целью контроля выполнения предписания №135/1/1 от 20.11.2015г. (л.д.33-34); акт проверки №33 от 22.07.2016 г., составленный и.о. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, о выявлении в ходе проверки проведенной 22.07.2017г. невыполнения ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> п.п.1,2,3,4,9,11,13,14,15 предписания №135/1/1 от 20.11.2015г. (л.д.37-39); предписание должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №135/1/1 от 20.11.2015г., которым ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> обязано в срок до 12.06.2016 г. устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности (л.д.40-43); протокол №42 от 22.07.2017 г. об административном правонарушении (л.д.48); распоряжение №34 начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 21.06.2017 г. о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> с целью контроля выполнения предписания №136/1/1 от 20.11.2015г. (л.д.50-51); акт проверки №34 от 22.07.2016г., составленный и.о. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес>, о выявлении в ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ невыполнения ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> п.п.1,4,5,6,7,9 предписания №136/1/1 от 20.11.2015г. (л.д.54-56); предписание должностного лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы муниципальных районов Пестравский и Красноармейский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> от 20.11.2015г., которым ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> обязано в срок до 12.06.2016г. устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности (л.д.57-59), – поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться этим имуществом.

30.12.2011г. комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, Муниципальное унитарное предприятие «Новатор» и ГБОУ СО СОШ <адрес> м.р.Красноармейский Самарской области заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Новатор». Согласно п.1.1 Договора муниципальное имущество передано ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> в безвозмездное пользование (согласно Приложению ) для организации и обеспечения образовательного процесса и осуществления иной деятельности, предусмотренной уставом ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес>. Названное учреждение является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, поскольку владение и пользование этим имуществом предполагает соблюдение юридическим лицом установленных законодательством требований пожарной безопасности при его использовании (п.3.3.2 Договора).

Предписание об устранении нарушений обязательно для исполнения всеми должностными лицами, гражданами, юридическими лицами, независимо от организационно - правовой формы последних, осуществляющими свою деятельность.

При таких обстоятельствах действия ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> правильно квалифицированы по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.

Мировой судья обоснованно применил требования ч.2 ст.4.4 КоАП РФ и назначил одно административное наказание с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, данных о юридическом лице, являющемся бюджетной организацией, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 02.09.2017г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении районного судьи от 24.04.2017г. дана объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

В связи с тем, что решение Красноармейского районного суда Самарской области от 24.11.2016г. отменено постановлением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, безосновательны доводы надзорной жалобы о несогласии с принятым 24.11.2016г. решением районного судьи.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобе ФИО2 - директора ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> доводы о невозможности без целевого финансирования осуществить все необходимые мероприятия для приведения учреждений в соответствие с требованиями пожарной безопасности, были предметом исследования судьями нижестоящих судебных инстанций и отвергнуты по обоснованным мотивам, изложенным в соответствующих судебных решениях, не требующим дополнительных разъяснений.

Данных, подтверждающих, что предписания от 20.11.2015г. №№137/1/1, 134/1/1, 135/1/1, 136/1/1 обжаловалось юридическим лицом, либо ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> уведомило орган государственного пожарного надзора о невозможности выполнения требований предписания в указанный срок и обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, в материалах дела не имеется.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законных предписаний органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписаниях, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.

Довод заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, основан на неверном толковании норм права.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписаний от 20.11.2015 года установлен до 12.06.2016 года.

Следовательно, по настоящему делу трехмесячный срок давности привлечения ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ начал исчисляться с 13.06.2016 года и истекал 13.09.2016 года.

Таким образом, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей, срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка №143 Красноармейского судебного района Самарской области от 02.09.2017г., решение Красноармейского районного суда Самарской области от 24.04.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО2 - директора ГБОУ СО СОШ <адрес> м.<адрес> оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

И.о. председателя

Самарского областного суда Кудинов В.В.