ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1252/17 от 08.11.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1252/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<адрес> 08 ноября 2017 года

И.о. председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 – представителя Частного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинская академия управления» (далее ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления») на постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 25.04.2017, решение Ставропольского районного суда Самарской области от 27.06.2017 и решение Самарского областного суда от 10.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 25.04.2017 юридическое лицо - ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 180 000 рублей.

Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 27.06.2017 постановление должностного лица от 25.04.2017 оставлено без изменения.

Решением Самарского областного суда от 10.08.2017 постановление должностного лица от 25.04.2017 и решение районного суда от 27.06.2017 оставлены без изменения.

В надзорной жалобе представитель ФИО1 указывает на невиновность ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» в данном административном правонарушении, поскольку площадка, на которой происходит остановка транспортных средств, не является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ, просит отменить постановление должностного лица и вышеуказанные судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые охрану обеспечивают атмосферного воздуха.

Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000г. N 183, предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.

На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Приказом Минприроды России от 31.12.2010 г. N 579 утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, который обязателен к применению как органами исполнительной власти, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в частности, при установлении порядка, разработке и утверждении предельно допустимых выбросов воздействий на атмосферный воздух; при установлении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; при расчете платежей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

2.

Должностным лицом и судебными инстанциями установлено, что юридическое лицо - ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» на основании оперативного управления имеет автостоянку площадью 3065,60 кв.м. по адресу: <адрес>

28.02.2017 года в 17 часов 45 минут Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой при поведении проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в отношении ЧОУ ВПО "Тольяттинская академия управления» выявлено нарушение ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выразившееся в том, что по вине юридического лица был осуществлен выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения.

При этом, в ходе проверки установлено, что из разрешения № 150323 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области следует, что на основании приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 13.05.2015 года № 16-НЭ ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" разрешается в период с 01.04.2015 по 01.04.2016 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на промплощадке, указаны в приложениях (на 2 листах) к настоящему разрешению, являющихся его неотъемлемой частью. Дата выдачи разрешения 14.05.2015 года, срок действия данного разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" закончился 01.04.2016 года.

17.06.2017 Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выдано очередное разрешение №160358, в соответствии с которым ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" разрешается в период с 01.06.2016 по 01.06.2017 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Однако, в период с 01 апреля по 17 июня 2016 года ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" в отсутствие разрешения продолжало осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно, углерод оксида, от источников выбросов - стоянки автотранспорта, что подтверждается протоколом 38/х от 10.05.2016, в котором указано, что замер выбросов производился 29.04.2016 по адресу: <адрес>, <адрес>», то есть в период отсутствия разрешения, что является нарушением требований ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

По результатам проведенной проверки заместителем Самарского межрайонного природоохранного прокурора 28.02.2017 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" и 25.04.2017 старшим государственным инспектором Самарской области в области охраны окружающей среды вынесено постановление о назначении юридическому лицу административного наказания.

В подтверждение, что ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в судебных решениях в качестве доказательств: свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» от 31.01.1997 (л.д.15); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» от 27.07.2010 (л.д.16); свидетельство о государственной регистрации права от 20.09.2010 (л.д.19); разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ № 160358 от 17.06.2016 (л.д.21); перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух (л.д.22); протоколы лабораторных исследований от 10.05.2016 и 29.03.2017 (л.д.23-24); постановление заместителя Самарского межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.02.2017 в отношении ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» (л.д.25-27); договор аренды площадки для стоянки транспортных средств от 01.08.2015, заключенный между <данные изъяты>» и НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления» (л.д.36-38); схема постановочных мест открытой стоянки (л.д.39); акт приема – передачи площадки к договору от 07.08.2015 (л.д.40), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» в совершении данного административного правонарушения.

В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Аналогичные изложенным в надзорной жалобы доводы представителя ФИО1 о невиновности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» в правонарушении, поскольку площадка, на которой происходит остановка транспортных средств, не является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ являются несостоятельными.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» на основании оперативного управления имеет автостоянку площадью 3065,60 кв.м. по адресу<адрес>

Источник выброса вредных веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый постоянно или временно в границах территории объекта, который на законных основаниях принадлежит лицу или закреплен за лицом, допускающим выброс вредных веществ на этом объекте, является стационарным.

Тот факт, что осуществляющие стоянку автомобили не принадлежат юридическому лицу, не может считаться обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от ответственности за неполучение специального разрешения.

Доводы надзорной жалобы представителя о том, что неустановлен факт выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не доказано, что вещества, выбрасываемые в воздух превышают концентрацию предельно допустимых выбросов, не могут быть приняты во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является формальным. Правонарушением признается вредное воздействие на атмосферный воздух без специального разрешения, вне зависимости от количественных и качественных показателей этого воздействия.

При вынесении постановления должностное лицо и судья районного суда приняли во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определили фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении и указали обоснованную правовую мотивировку о виновности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

3.

Наказание ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Законность и обоснованность постановления должностного лица от 25.04.2017 и решения, вынесенного 27.06.2017 районным судьей, были в полном объеме проверены по жалобе представителя ФИО1 судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ и в решении судьи от 10.08.2017 дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения районного судьи.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 25.04.2017, решение Ставропольского районного суда Самарской области от 27.06.2017 и решение Самарского областного суда от 10.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ в отношении юридического лица – ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО1 – представителя ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ.

И.о. председателя

Самарского областного суда В.В. Кудинов