ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1267/19 от 12.09.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 4а-1267/2019

постановление

г. Иркутск 12 сентября 2019 г.

Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Усольского городского суда Иркутской области от 19 февраля 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 7 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1,

Установил:

Постановлением судьи Усольского городского суда Иркутской области от 19 февраля 2019 г. мэр муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Решением судьи Иркутского областного суда от 7 мая 2019 г. постановление судьи городского суда оставлено без изменения, жалоба защитника Лизуновой И.А. – без удовлетворения.

В поданной в Иркутский областной суд жалобе ФИО1, не соглашаясь с постановлением судьи городского суда и решением судьи Иркутского областного суда, просит об отмене судебных актов и прекращении производства по делу.

Проверив с учётом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 17.7 указанного Кодекса, рассматривают судьи.

Дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определён в части 3 названной выше статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.

Таким образом, для определения подсудности рассмотрения дела необходимо выяснить, относится ли должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования к должности муниципальной службы.

В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признаётся должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В силу Закона Иркутской области от 19 сентября 2007 г. № 34/3/3-СЗ «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования не относится к числу должностей муниципальной службы.

Из постановления мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования от 16 ноября 2018 г. № 932 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования на 2019 г.» следует, что должность мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования не отнесена к числу должностей муниципальной службы администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования на 2019 г.

В соответствии с «Уставом Усольского районного муниципального образования», утверждённого решением Думы Усольского района от 12 ноября 1998 г. № 12, мэр муниципального района избирается на муниципальных выборах тайным голосованием.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено и постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1

Основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.

Административное наказание в виде дисквалификации ФИО1 в соответствие со статьёй 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могло быть назначено, дело о данном административном правонарушении подсудно мировому судье, следовательно, дело рассмотрено судьёй городского суда с нарушением правил подсудности.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Указанным обстоятельствам судьёй Иркутского областного суда не дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении жалобы защитника Лизуновой И.А. на постановление судьи городского суда.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

С учётом изложенного постановление судьи Усольского городского суда Иркутской области от 19 февраля 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 7 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежат отмене.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения в Иркутском областном суде жалобы ФИО1 срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истёк, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановил:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление судьи Усольского городского суда Иркутской области от 19 февраля 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 7 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мэра муниципального района Усольского районного муниципального образования ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель председателя

Иркутского областного суда С.А. Черткова