ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-127 от 12.05.2015 Архангельского областного суда (Архангельская область)

 4а-127

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    12 мая 2015 года  город Архангельск  Председатель Архангельского областного суда М.Г. Аверин, рассмотрев по жалобе защитника ООО «Модуль» Дорониной И.А. дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 установил:

 постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Приморского судебного района Архангельской области от 17 апреля 2014 года общество с ограниченной ответственностью «Модуль» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.

 Решением судьи Приморского районного суда Архангельской области от 10 июля 2014 года жалоба защитника ООО «Модуль» Кобелевой Т.П. на указанное постановление оставлена без удовлетворения, постановление - без изменения.

 В основной и дополнительной жалобах в областной суд защитник ООО «Модуль» Доронина И.А. просит отменить вступившие в законную силу судебные постановления как незаконные. Мотивирует жалобу тем, что Общество не имеет объектов транспортной инфраструктуры и не является субъектом транспортной инфраструктуры, и распоряжение о проведении плановой выездной проверки Общества издано незаконно.

 Проверив в интересах законности дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, нахожу судебные постановления подлежащими отмене, а производство по делу прекращению по следующим основаниям.

 Из материалов дела следует, что 20 января 2014 года Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта издало распоряжение № 47-р о проведении плановой выездной проверки ООО «Модуль» (л.д.12-15).

 Целью проверки являлся контроль (надзор) за деятельностью юридического лица по обеспечению транспортной безопасности.

 Согласно распоряжению ООО «Модуль» необходимо было представить ряд документов для достижения целей и задач проведения проверки. Распоряжение о проведении проверки направлено Обществу и получено им 28 января 2014 года.

 Прибывший с целью проведения проверки государственный инспектор Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу ФИО4 не был допущен на территорию ООО «Модуль», запрашиваемые распоряжением документы ему представлены не были.

 ООО «Модуль», настаивая на том, что не имеет объектов транспортной инфраструктуры и не является субъектом транспортной инфраструктуры, вручило должностному лицу Управления уведомление о несогласии с проведением проверки, не допустило его на территорию Общества и не предоставило запрашиваемые распоряжением документы.

 Полагая, что ООО «Модуль» воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), что повлекло невозможность проведения проверки, государственный инспектор ФИО4 составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, и направил его на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Приморского судебного района Архангельской области на рассмотрение.

 Частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки.

 Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

 Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 Рассматривая дело об административном правонарушении и пересматривая постановление по делу об административном правонарушении, мировой судья и судья районного суда в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях не проверили, являлась ли деятельность (проверка), проводимая должностным лицом органа государственного контроля (надзора), законной.

 Согласно основным понятиям, данным в пунктах 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", объекты транспортной инфраструктуры – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции, метрополитены, тоннели, эстакады, мосты, морские терминалы, акватории морских портов, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

 Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

 В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

 Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

 Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

 Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 21.02.2011 N 62.

 Пунктами 4,6,8 названного Порядка определено, что категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется на основании критериев категорирования по видам транспорта.

 По результатам категорирования ОТИ и/или ТС присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования согласно приложению № 1 - 6 к Порядку.

 Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности информирует субъект транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее присвоенной категории ОТИ и/или ТС в срок, не превышающий 15 рабочих дней с момента присвоения или изменения ранее присвоенной категории.

 Приказом Минтранса России от 29.01.2010 N 22 утвержден Порядок ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

 Пунктами 8,11,13 названного Порядка установлено, что при внесении в Реестр каждому категорированному объекту транспортной инфраструктуры или категорированному транспортному средству присваивается реестровый номер.

 Основанием для включения категорированного объекта транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр, внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа.

 Компетентный орган в течение пяти рабочих дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его исключении из Реестра.

 Из совокупного анализа приведенных правовых норм следует, что о категорировании объекта транспортной инфраструктуры уведомляется субъект транспортной инфраструктуры, так и компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности, в данном случае Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

 Соблюдение установленного Порядка ведения Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры, исключает необходимость проведения проверки с целью истребования документов для установления, является ли лицо объектом и субъектом транспортной инфраструктуры.

 ООО «Модуль» не является технологическим комплексом, относящимся к объектам транспортной инфраструктуры, не внесено в установленном Порядке в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры с присвоением реестрового номера.

 Согласно уставу ООО «Модуль» основными видами деятельности Общества являются деятельность в области права и другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации и не противоречащие Уставу.

 Содержащаяся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц запись, что основным видом деятельности ООО «Модуль» является деятельность автомобильного грузового транспорта, не свидетельствует, что данные транспортные средства образуют технологический комплекс, в том смысле, который придается данному понятию в пунктах 5 и 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

 Согласно частям 2, 3 статьи 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3- 6 настоящей статьи.

 Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня: государственной регистрации субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика объектов транспортной инфраструктуры; окончания проведения последней плановой проверки.

 Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не имело установленных законом оснований для проведения плановой выездной проверки ООО «Модуль» на предмет обеспечения транспортной безопасности.

 При включении ООО «Модуль» в план проверок надзорный орган не устанавливал отношение проверяемого лица к субъектам транспортной инфраструктуры, не проверял и не фиксировал наличие у проверяемого лица конкретных ОТИ и ТС, их категорирование и включение в соответствующий реестр.

 Поскольку ООО «Модуль» не является технологическим комплексом и не относится к объектам и субъектам транспортной инфраструктуры, требования, содержащиеся в распоряжении о проверке, и должностного лица органа государственного контроля (надзора), связанные с проведением данной проверки, являлись незаконными. Незаконные требования не подлежат исполнению.

 Следовательно, вина ООО «Модуль» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, отсутствует. Отсутствие вины исключает состав административного правонарушения.

 Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

 Существенное нарушение мировым судьей и судьей районного суда процессуальных требований не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлияли на исход его рассмотрения.

 Согласно п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

 С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Приморского судебного района Архангельской области от 17 апреля 2014 года и решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 10 июля 2014 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях ООО «Модуль» состава административного правонарушения, предусмотренного ч частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.

 Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях,

 постановил:

 жалобу защитника ООО «Модуль» Дорониной И.А. удовлетворить.

 Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Приморского судебного района Архангельской области от 17 апреля 2014 года и решение судьи Приморского районного суда Архангельской области от 10 июля 2014 года, вынесенные в отношении ООО «Модуль»,       по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

 Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Модуль» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.

 Председатель                                                                                                      М.Г. Аверин