ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1272/19 от 15.08.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Уфа 15 августа 2019 года

Исполняющий обязанности Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Усманова Р.Р., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 18 июля 2019 года) жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 5 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения (норковых шуб в количестве 15 штук) за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.

Решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 марта 2019 года вышеуказанное постановление мирового судьи изменено в части назначения ИП ФИО1 административного штрафа, назначен административный штраф в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, ИП ФИО1 обжалует их в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.12 КоАП РФ, просит отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность, возвратить дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, доводы заявителя, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Частью 2 ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в ч. 4 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение, сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

С 12 августа 2016 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2016 года № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 235».

В соответствии с п. 3 утвержденных названным постановлением Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (далее - Правила № 787):

контрольный (идентификационный) знак - бланк строгой отчетности с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), предназначенный для маркировки товаров;

маркировка - нанесение на товары контрольных (идентификационных) знаков утвержденного образца в соответствии с настоящими Правилами;

маркированные контрольными (идентификационными) знаками товары - товары, маркированные пригодными контрольными (идентификационными) знаками, достоверные сведения о которых (включая описание указанных товаров) представлены в информационный ресурс маркировки в соответствии с настоящими Правилами;

пригодный контрольный (идентификационный) знак - контрольный (идентификационный) знак, соответствующий характеристикам контрольного (идентификационного) знака, порядку его нанесения и требованиям к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных (идентификационных) знаках.

Согласно п. 13 Приложения № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Евразийская экономическая комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств-членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения Комиссии входят в право Союза и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2015 года № 70 (далее – Решение № 70) утвержден перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, а также характеристики контрольного (идентификационного) знака, порядок его нанесения и требования к структуре и формату информации, содержащейся на контрольных знаках.

В перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, приведенный в приложении № 1 к Правилам № 787 и в Решении № 70, включены предметы одежды из норки.

Согласно п. 1 ст. 3 Решения № 70 контрольный (идентификационный) знак, предназначенный для маркировки товаров по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», должен содержать радиочастотную метку, являться бланком строгой отчетности с элементами (средствами) защиты (защищенная полиграфическая продукция), изготавливаться и реализовываться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню защищенности бланков строгой отчетности, и порядком их реализации и учета в соответствии с законодательством государств - членов Союза.

В соответствии со ст. 6 Решения № 70 при маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками используются следующие способы и порядок их нанесения на товар:

а) вшивной, когда контрольный (идентификационный) знак на текстильной основе машинным способом вшивается непосредственно в конструктивный шов изделия, полностью оставляя видимой содержащуюся в этом знаке графическую информацию. В этом случае нанесение контрольного (идентификационного) знака выполняется при изготовлении товара путем вшивания такого знака в шов с внутренней стороны (изнанки) товара с использованием специального поля для вшивания;

б) клеевой, когда контрольный (идентификационный) знак на самоклеящейся основе наклеивается на конструктивный элемент товара (вшитый маркировочный ярлык). В этом случае нанесение контрольного (идентификационного) знака выполняется при наличии у товара маркировочного ярлыка, вшитого изготовителем и содержащего свободное поле достаточного размера для размещения на нем указанного знака без деформации. Нанесение контрольного (идентификационного) знака выполняется путем отделения защитного покрытия с клеевого слоя такого знака и приклеивания этого знака на свободное поле маркировочного ярлыка;

в) накладной (навесной), когда контрольный (идентификационный) знак на пластиковой основе с помощью одноразового пломбирующего элемента неотделимо крепится в петличное отверстие либо петлю-застежку переда изделия, а в случае их отсутствия - вшивную вешалку либо вшивную петлю держателя вешалки в виде металлической цепочки, пластины из металла и других материалов. Нанесение контрольного (идентификационного) знака выполняется путем продевания гибкого элемента пломбы контрольного (идентификационного) знака в петличное отверстие или петлю-застежку переда изделия, вшивную вешалку или вшивную петлю держателя вешалки и в запорное устройство пломбирующего элемента, исключающего его разъединение без разрушения.

Согласно п. 23 Правил № 787 контроль за оборотом на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой принято решение о маркировке контрольными (идентификационными) знаками, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Как следует из материалов дела, дата проведена внеплановая выездная проверка ИП ФИО1 в салоне «Мир меха», расположенного по адресу: адрес, по итогам которой установлено, что заявителем были размещены и допущены к реализации изделия из натурального меха в количестве 15 штук (шубы норковой, цвет махагон, модель D-086M/471, размер 48; шубы норковой, цвет махагон, модель D-932M/87/2, размер 52; шубы норковой, цвет черный, модель D-073L/453, размер 46; шубы норковой, цвет черный, модель D-025L/321, размер 40; шубы норковой, цвет махагон, модель D-011M/87/1, размер 56; шубы норковой, цвет черный, модель D-025M/89, размер 44; шубы норковой, цвет черный, модель D-025M/89, размер 42; шубы норковой, цвет черный, модель D-073M/453, размер 46; шубы норковой, цвет махагон, модель D-019L/317, размер 48; шубы норковой, цвет черный, модель D-025M/89, размер 40; шубы норковой, цвет махагон, модель D-086M/471, размер 50; шубы норковой, цвет махагон, модель D-070M/218/1, размер 44; шубы норковой, цвет махагон, модель D-086M/471, размер 46; шубы норковой, цвет махагон, модель D-070M/218/1, размер 40; шубы норковой, цвет черный, модель D-082L/314/2, размер 42;) с непригодными контрольными (идентификационными) знаками, а именно накладными (навесными) контрольными (идентификационными) знаками, которые прикреплены к рукаву изделия при наличии петличного отверстия и петли – застежки переда изделия.

Продажа товаров и продукции без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка маркировки и (или) нанесения информации образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

протоколом об административном правонарушении от дата с письменным объяснением ИП ФИО1: «Вину признаю, обязуюсь устранить в кратчайшие сроки»; при составлении протокола заявителю были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью (л.д. 3 - 6);

протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от дата (л.д. 7 – 9);

фототаблицей (л.д. 10 – 22);

протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от дата (л.д. 23 – 24);

копией акта проверки №... от дата (л.д. 25 - 27);

копией распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по адрес№... от дата о проведении внеплановой документарной проверки ИП ФИО1 (л.д. 31 - 32);

копией приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека №... от дата (л.д. 34).

Рассматривая дело, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что совокупность представленных материалов является достаточной для признания ИП ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ. Достоверность и допустимость доказательств мировым судьей проверены, им дана надлежащая правовая оценка в судебном постановлении.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Юридическая квалификация и оценка действиям лица даны верные.

С выводами мирового судьи обоснованно согласился судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан.

Довод заявителя о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке ст. ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ подлежит отклонению.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

При этом в силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается.

Размер назначенного заявителю мировым судьей административного штрафа обоснованно изменен судьей районного суда, поскольку в силу ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. В соответствии с санкцией ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения. Таким образом, данной нормой предусматривается безальтернативное назначение дополнительного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи районного суда при рассмотрении жалобы, не представлено, каких-либо неустранимых сомнений в виновности ИП ФИО1 в материалах дела также не имеется. Таким образом, принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении нарушен не был.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных в ходе судебного разбирательства и оцененных с соблюдением требований КоАП РФ доказательств, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене постановленных по делу судебных актов, а потому не могут быть приняты во внимание. Выводы судей о виновности ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, являются мотивированными и обоснованными.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену либо изменение судебных постановлений, по делу не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л А:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.

Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.

Исполняющий обязанности

Председателя Верховного Суда

Республики Башкортостан Р.Р. Усманова

Справка:

мировой судья Фазлыева Л.Н.

судья районного суда Соколова И.Л.

№ 44а-1272/19