ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1274/2016 от 11.11.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1274\2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 11 ноября 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова Андрея Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка №85 Автозаводского судебного района г. Тольяти от 21.12.2015 г. и решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 11.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №85 Автозаводского судебного района г. Тольяти от 21.12.2015г. директор ООО «УК №2 ЖКХ» Попов А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 11.03.2016 г. постановление мирового судьи от 21.12.2015 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе директор ООО «УК №2 ЖКХ» Попов А.В. просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить, указывая, что нарушений при отключении электроэнергии в кв. <адрес> не допущено, поскольку о приостановлении коммунальной услуги потребитель был надлежащим образом уведомлен, также ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г., содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт «а»); обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения (подпункт «б»).

Из пп. «в» п. 3, п. 9 постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 г. следует, что на управляющую организацию возложена обзанность по круглосуточному предоставлению коммунальных услуг потребителю, в том числе энергоснабжения, то есть бесперебойно либо с перерывами, при этом допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа - при наличии 1 источника питания.

Согласно ч.1 ст.153 Жилищного кодекса граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пп. «а» п. 117 постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 г. исполнитель (юридическое лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.

Из пункта 119 данного постановления следует, что исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель в письменной форме направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;

в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» пункта 119 либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения - с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст.7.23.1 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ находится на обслуживании ООО «УК №2 ЖКХ», имеющего лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки сведений, изложенных в обращении, полученном ДД.ММ.ГГГГ за входящим , от жильца <адрес>, о необоснованном отключении электроэнергии, предоставляемой управляющей компанией, государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя - руководителя западного управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «УК №2 ЖКХ», техническим директором которого является Попов А.В., и выявлено нарушение обязательных требований законодательства РФ в сфере управления многоквартирными домами, предусмотренных п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г. пп. «в" п. 3, п. 9, п. 117, п. 119 постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 г., выразившееся в несоблюдении порядка уведомления жильца <адрес> по <адрес> о приостановлении предоставления коммунальной услуги (электроснабжение), повлекшем нарушение нормативов предоставления коммунальной услуги (бесперебойное электроснабжение или с перерывами, не превышающими установленную продолжительность) жильцу данной квартиры.

Указанные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении технического директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Судебными инстанциями в подтверждение, что директором ООО «УК №2 ЖКХ» Поповым А.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2-5); распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя - руководителя западного управления жилищного надзора государственной жилищной инспекции Самарской области о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «УК №2 ЖКХ» (л.д.26); обращение жителя <адрес> по <адрес> по факту необоснованного отключения электроэнергии, предоставляемой управляющей компанией ООО «УК №2 ЖКХ» вх. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27); акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8); копия договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому управляющая организация ООО «УК №2 ЖКХ» осуществляет управление многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> (л.д.19-24), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» Попова А.В в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Утверждения о том, что нарушений при отключении электроэнергии в <адрес> по <адрес> ООО «УК №2 ЖКХ» не допущено, поскольку о приостановлении коммунальной услуги собственник квартиры ФИО1 был надлежащим образом уведомлен, исследовались судебными инстанциями, обоснованно признаны несостоятельными, достаточно объективно опровергаются имеющимися в материалах дела относимыми и допустимыми доказательствами.

Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО «УК №2 ЖКХ» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.19-24) и имеет лицензию от 22.04.2015 г.

В соответствии с п.2.2. договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК №2 ЖКХ» обязана совершать от своего имени все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ по обслуживанию, надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в указанном многоквартирном доме, по обеспечению жителей дома коммунальными услугами, качество которых должно определяться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановление Правительства 06.05.2011 г. № 354.

Согласно п.п.3.2.3, 3.2.4, 3.2.15 Договора, управляющая компания обязана: от своего имени заключать договору с ресурсоснабжающими организациями с целью предоставления жильцам дома коммунальных услуг, производить расчеты с данными организациями, за счет средств, приятных от собственников помещений многоквартирного дома, в том числе обеспечивать предоставление электроснабжения; осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учет; осуществлять контроль за своевременным внесением оплаты за содержание, ремонт и коммунальные услуги, вести учет задолжников и принимать меры к ликвидации задолженности (взыскание в судебном порядке, ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг, организация конфликтных комиссий по рассрочке долга и др.).

Согласно п.3.3.7 Договора, управляющая организация вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в установленном порядке, предусмотренном п. п. 117, 119 постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» №354 от 06.05.2011 г.

Письменное извещение (уведомление) от 18.08.2015 г. потребителя-должника за 30 дней о приостановлении предоставления электроэнергии в жилом помещении квартиры дома по <адрес> собственнику ФИО1 под расписку не вручено и по почте заказным письмом не направлено (л.д.18).

В соответствии с пп. «а» п. 117 указанного Постановления исполнитель (юридическое лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.

Однако в нарушение данного требования 04.09.2015 г. сотрудники ООО «УК №2 ЖКХ» пытались вручить уведомление о введении ограничения предоставления коммунальной услуги: прекращение подачи электроэнергии, ранее установленного 30-дневного срока с момента вручения первого уведомления от 18.08.2015 г.

Письменное извещение (уведомление) от 04.09.2015 г. за 3 суток о приостановлении предоставления электроэнергии в жилом помещении квартиры дома по <адрес> не вручено потребителю-должнику ФИО1 под расписку, как того требуют положения п. 119 постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г., и вынесено раньше окончания 30-ти дневного срока (л.д.16).

Согласно акту ДД.ММ.ГГГГ произведено отключение электроэнергии в квартире дома по <адрес><адрес> (л.д.15).

Таким образом, ООО «УК №2 ЖКХ» не соблюден порядок уведомления о приостановлении предоставления коммунальной услуги (электроснабжение) и порядок приостановления предоставления коммунальной услуги (подачи электроэнергии), что привело к необоснованному ограничению прав потребителя, выразившемуся в нарушении нормативов подачи электроэнергии.

Попов А.В., согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ переведен в качестве технического директора ООО «УК №2 ЖКХ» (л.д.6), согласно должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ обязан осуществлять контроль над организацией технического обслуживания жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг (качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства 06.05.2011 г. № 354).

Учитывая вышеизложенное, предыдущими судебными инстанциями обоснованно сделан вывод о виновности директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению ООО «УК №2 ЖКХ» установленных законом обязанностей, в материалах дела не представлено.

Довод о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, не может быть принят во внимание, так как в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания малозначительным не усматривается. Невыполнение требований жилищного законодательства в области управления многоквартирными домами влечет нарушение прав жильцов многоквартирного дома, свидетельствует об отсутствии контроля за качеством предоставляемых коммунальных услуг, за соблюдением норм, стандартов и условий их предоставления, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена строгая административная ответственность и отсутствие вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

Иных доводов, опровергающих выводы мирового судьи и судьи районного суда, дающих основания для сомнения в законности судебных постановлений, надзорная жалоба не содержит.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, выводы о виновности директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова А.В. сделаны на основании объективного исследования собранных по делу доказательств.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 21.12.2015 г. судьей Автозаводского районного суда г. Тольятти дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении от 11.03.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова А.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова А.В. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности мировым судьей и судьей Автозаводского районного суда г. Тольятти не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова А.В. не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменения судебных решений не имеется.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №85 Автозаводского судебного района г. Тольяти от 21.12.2015 г. и решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 11.03.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова А.В. оставить без изменения, надзорную жалобу директора ООО «УК №2 ЖКХ» Попова А.В. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Кудинов В.В.