4а-1613/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 19 января 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО3 - представителя начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1, на постановление и.о. заместителя руководителя департамента охоты и рыболовства Самарской области – руководителя управления охраны животного мира от 28.07.2017г., решение Самарского районного суда г.Самара от 22.09.2017года, решение Самарского областного суда от 23.11.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарского РНУ ФИО1,
установил:
постановлением и.о. заместителя руководителя департамента охоты и рыболовства Самарской области – руководителя управления охраны животного мира от 28.07.2017г., должностное лицо - начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарского РНУ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира.
Решением Самарского районного суда г.Самара от 22.09.2017года постановление должностного лица от 28.07.2017 года оставлено без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 23.11.2017 года постановление должностного лица от 28.07.2017 года и решение Самарского районного суда г.Самара от 22.09.2017 года оставлены без изменения.
В надзорной жалобе представитель ФИО2 указывает на отсутствие возможности выполнения должностным лицом пунктов 6,7,9,30 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 31.12.2011 №880; обращает внимание на наличие раздела «Мероприятия по охране окружающей среды», содержащегося в проектной документации, разработанной Обществом; полагает, что начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарского РНУ ФИО1 не является субъектом вмененного административного правонарушения; полагает, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено ненадлежащим должностным лицом ненадлежащего административного органа; ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности и просит отменить постановление должностного лица и судебные решение с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Общие требования по охране объектов животного мира и среды их обитания, направленные на предотвращение гибели объектов животного мира, установлены главой 3 Федерального закона от 24.04.95 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В соответствии со ст. 28 указанного Федерального закона Требования к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи разрабатываются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона, и утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 8 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 997 (ред. от 13.03.2008) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации применительно к настоящим Требованиям утверждают требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территориях субъектов Российской Федерации с учетом их природных и других особенностей.
Статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» установлена ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.
Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 года N 880 утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области.
Пунктами 6,7,9,30 Требований установлено, что планируемые мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания подлежат согласованию с Министерством лесного хозяйства и Департаментом в порядке и сроки, предусмотренные регламентом взаимодействия между Министерством лесного хозяйства и Департаментом по согласованию планируемых мер, направленных на предотвращение гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области, утверждаемым распоряжением Правительства Самарской области.
Не допускается осуществление хозяйственной деятельности без согласованных мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, а также без возмещения возможного ущерба, наносимого объектам животного мира и их среде обитания в ходе реализации производственных процессов.
На этапе планирования хозяйственной деятельности в установленном порядке на территории намечаемой деятельности проводятся инженерно-экологические изыскания, результаты которых используются для оценки воздействия намечаемой деятельности на объекты животного мира и среду их обитания и для разработки мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, а также расчета размеров наносимого ущерба объектам животного мира и среде их обитания.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды и животного мира.
Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 14.07.2017 года главным консультантом управления охраны животного мира департамента охоты и рыболовства Самарской области на основании приказа руководителя департамента охоты и рыболовства №89-п от 31.05.2017 проведена плановая документарная и выездная проверка соблюдения требований, установленных правовыми актами, в отношении АО «Транснефть – Приволга», в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", пунктов 6,7,9,30 «Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области», утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 года №880, должностным лицом при осуществлении хозяйственной деятельности не соблюдены требования по охране животного мира, выразившиеся в осуществлении хозяйственной деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов трубопроводной транспортировки нефти без согласованных мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания в ходе реализации производственных процессов, а также без возмещения ущерба, наносимого объектам животного мира и их среде обитания в ходе реализации производственных процессов.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 14.07.2017г. главным консультантом управления охраны животного мира департамента охоты и рыболовства Самарской области в отношении должностного лица - начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности.
В подтверждение, что должностным лицом - начальником службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.33 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в судебных решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении 63 №003761 от 14.07.2017г. (л.д.94); акт проверки №16 от 14.07.2017 юридического лица АО «Транснефть – Приволга», с фотоприложениями места совершения правонарушения (л.д.97-104); приказ №3058 от 29.12.2016г. о назначении начальника СЭБ и РП ФИО4 ответственной за организацию и проведение производственного экологического контроля в структурных подразделениях Самарского РНУ (л.д.48); приказ №3057 от 29.12.2016г. о назначении начальника СЭБ и РП ФИО1 ответственной за организацию работ и обеспечение требований природоохранного законодательства (л.д.50) должностная инструкция начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования АО «Транснефть – Приволга» от 26.05.2014г. №40-1 (л.д.52-68), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица - начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.
В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 правильно квалифицированы по ст.8.33 КоАП РФ.
Судья Самарского районного суда г.Самары, рассматривая 22.09.2017г. жалобу на постановление должностного лица административного органа от 28.07.2017г., правильно пришел к выводу об обоснованности привлечения начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 к административной ответственности по ст.8.33 КоАП РФ, и в решении районного судьи указаны мотивы на основании которых сделан обоснованный вывод о виновности ФИО1 в совершении указанного правонарушения.
Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом административного органа постановления от 28.07.2017г. и решения Самарского районного суда г.Самары от 22.09.2017г. о привлечении начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 к административной ответственности по ст.8.33 КоАП РФ в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление и решение, и в решении от 23.11.2017г. дана надлежащая правовая оценка, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Наказание назначено в соответствии с положениями ст.ст. 3.5,4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств в пределах санкции ст.8.33 КоАП РФ.
Доводы надзорной жалобы представителя ФИО3 об отсутствии в действиях должностного лица - начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку она не является субъектом административного правонарушения, о частичном исполнении начальником службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ обязанностей по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области являются несостоятельными, поскольку АО «Транснефть – Приволга» осуществляя производственную деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов трубопроводной транспортировки нефти без согласования мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания, а также без возмещения ущерба, наносимого объектам животного мира и среде их обитания, нарушало требования ст.22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", пунктов 6,7,9,30 «Требований по предотвращению гибели объектов животного мира, при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области», утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 года №880, по обеспечиванию охраны животного мира при производственной деятельности Общества, в ходе реализации производственных процессов.
В силу положений ч.3 ст. 2.1 и ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Из должностной инструкции начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ, утвержденной начальником Самарского РНУ, следует, что начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования Самарского районного нефтепроводного управления относится к категории руководителей (п.1.1), является ответственным лицом за экологическую безопасность в АО «Транснефть-Приволга, что прямо указано в п.п. 2.1, 2.2, 2.5, 2.7, 2.8, 2.10, 2.12, 2.16, 2.19, 2.22, 2.24, 2.25, 2.27, 2.56, 2.94; п.4 – предусмотрена ответственность за несоблюдение правил экологической безопасности.
ФИО1 не выполнила требования должностной инструкции, являясь должностным лицом, ответственным за экологическую безопасность в АО «Транснефть-Приволга», не обеспечила соблюдение Обществом требований по охране животного мира при производственной деятельности и в нарушение требований ст.ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года N52-ФЗ "О животном мире", пунктов 6,7,9,30 «Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области», утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2011 года №880, допустила осуществление Обществом хозяйственной деятельности по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов трубопроводной транспортировки нефти без согласования мероприятий по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения среды их обитания, а также без возмещения ущерба, наносимого объектам животного мира и среде их обитания.
Ссылка надзорной жалобы представителя ФИО3 на наличие раздела «Мероприятия по охране окружающей среды», содержащегося в проектной документации, разработанной Акционерным Обществом не принимается.
При осуществлении хозяйственной деятельности, начальником службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 не соблюдены Требования по охране животного мира. В имеющемся в материалах дела об административном правонарушении Плане природоохранных мероприятий на 2017г. филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ №18/168 КГ от 15.06.2017г. (л.д.69-72), мероприятия по охране объектов животного мира и их среды обитания отсутствуют.
Таким образом, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица - начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы ФИО3 о наличии препятствий в реализации установленных требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области, были исследованы судебными инстанциями при разрешении настоящего дела, обоснованно признаны несостоятельными, поскольку не влияют на состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ. При этом обязанность хозяйствующего субъекта компенсировать возможный ущерб прямо предусмотрена пунктом 7 Требований Самарской области, действующим на момент совершения правонарушения и рассмотрения дела должностным лицом и судебными инстанциями.
Довод представителя о том, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку мероприятия по предотвращению гибели объектов животного мира и ухудшения их среды обитания разрабатываются на момент планирования хозяйственной деятельности (2013г. – 2016г.), является несостоятельным, поскольку данное правонарушение относится к длящимся и было выявлено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в июле 2017, в связи с чем, вынесение постановления 28 июля 2017 года о привлечении должностного лица - начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО«Транснефть-Приволга» Самарского РНУ ФИО1 к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, соответствует установленному ст.4.5 КоАП РФ сроку давности привлечения к административной ответственности - один год.
Иные доводы заявителя, аналогичные указанным в надзорной жалобе, являлись предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарского РНУ ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и судебными инстанциями при рассмотрении жалоб на постановление должностного лица не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу должностного лица, не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся постановление должностного лица административного органа и судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление и.о. заместителя руководителя департамента охоты и рыболовства Самарской области – руководителя управления охраны животного мира от 28.07.2017г., решение Самарского районного суда г.Самара от 22.09.2017года, решение Самарского областного суда от 23.11.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарского РНУ ФИО1, оставить без изменения, надзорную жалобу ФИО3 – представителя начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования филиала АО «Транснефть-Приволга» Самарское РНУ ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров