ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-12/2015 от 16.01.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 4а-622/12

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ижевск 16 января 2015 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев надзорную жалобу Главы <данные изъяты> Коземаслова А.Н. на постановление судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2014 года и на решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении Главы <данные изъяты>» Коземаслова А.Н.

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики должностное лицо - Глава <данные изъяты> Коземаслов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 октября 2014 года постановление судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2014 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, заявитель Коземаслов А.Н. просит судебные постановления о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить, считая, что в его действиях состава вмененного правонарушения не имеется. Указывает, что <данные изъяты>, заключая Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. с ООО «<данные изъяты> использовала бюджетные средства в строгом соответствии с их целевым назначением, определенным главным распорядителем этих средств – <данные изъяты> в Соглашении о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ. № и «Критериях объектов жилищного фонда по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики», утвержденных Заместителем Председателя Удмуртской Республики от 20.06.2013 г. Суд установил его виновность в нарушении ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», не принимая во внимание саму цель предоставления бюджетных средств, определяемую главным распорядителем этих средств в Соглашении от ДД.ММ.ГГГГ. № и то, что за нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности ст.9.16 КоАП РФ предусмотрена самостоятельная ответственность. Также указывает, что при определении его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, судом не была дана надлежащая оценка письменным пояснениям <данные изъяты>, данным в ходе рассмотрения гражданского дела по иску <данные изъяты> к <данные изъяты> о признании действий <данные изъяты> по финансированию установки приборов учета в аварийные дома незаконными, где <данные изъяты> был материальным истцом, и, как главный распорядитель спорных бюджетных средств, устанавливающий их целевое назначение, дал официальные пояснения, что нецелевого расходования денежных средств со стороны <данные изъяты> не было, т.к. главный распорядитель бюджетных средств, предоставляя субсидии на установление общедомовых приборов учета, считал необходимым их установление в ветхих и аварийных домах в целях недопущения роста платы за электроэнергию в таких домах более 12%. Аналогичная ситуация по использованию субсидий сложилась по всей Удмуртии, что еще раз подтверждает, что таким образом главным распорядителем была сформулирована цель использования бюджетных средств. Учитывая, что действующее законодательство не возлагает на получателя бюджетных средств обязанности самостоятельно выявлять цели их использования путем изучения и сопоставления существующей нормативно-правовой базы, заявитель считает, что его вины в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, нет.

Возражения на жалобу от <данные изъяты> не поступили.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы надзорной жалобы заявителя, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджетной системы Российской Федерации на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовного наказуемого деяния.

Как следует из материалов дела, на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ г., заключенного между <данные изъяты> и <данные изъяты>», <данные изъяты> из бюджета Удмуртской Республики предоставлена субсидия в размере <данные изъяты>. на установку приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах. В качестве нормативной базы Соглашения указаны: постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.10.2011 г. № 391 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на реализацию мероприятий муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности», постановление Правительства Удмуртской Республики от 01.07.2013 г. № 286 «О распределении субсидий из бюджета Удмуртской Республики на реализацию мероприятий муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2013 году», ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-фЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании п.п.2.2.3,2.2.5 Соглашения , <данные изъяты>» заключает с электросетевыми организациями соглашения на предоставление субсидий за счет средств бюджета Удмуртской Республики на возмещение затрат по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию общедомовых узлов учета электрической энергии на объектах жилого фонда муниципального образования и формирует перечень объектов жилого фонда, требующих установки общедомовых узлов учета электрической энергии.

В целях реализации Соглашения <данные изъяты>» разработано и утверждено постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. № ДД.ММ.ГГГГ «Положение о предоставлении субсидии электросетевым организациям на возмещение затрат по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, расположенных на территории <данные изъяты> на 2013 год» (далее Положение).

Согласно п.12 Положения к существенным условиям, подлежащим включению в Соглашение о предоставлении субсидии, относятся, в том числе, перечень многоквартирных домов на территории муниципального образования, в которых требуется установка общедомовых приборов учета электрической энергии в соответствии с «Критериями объектов жилого фонда по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики», утвержденными Заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики И.И.Б. ДД.ММ.ГГГГ. Перечень многоквартирных домов должен быть подписан представителями <данные изъяты>

Согласно преамбуле документа, критерии объектов жилого фонда по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах на территории Удмуртской Республики приняты в целях выполнения обязательных требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании Положения между <данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты> заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ г. о предоставлении субсидии на возмещение затрат по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, по условиям которого <данные изъяты> предоставляет ООО «<данные изъяты> субсидию в размере <данные изъяты>. (п.1.2), целевое назначение субсидии – возмещение затрат электросетевой организации по приобретению, установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии на объектах жилого фонда муниципального образования в соответствии с перечнем объектов жилого фонда, который является неотъемлемой частью настоящего соглашения (п.1.3).

Перечень объектов, подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета электрической энергии, определен Приложением № 1 к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному приложению установка общедомовых приборов учета электрической энергии должна быть произведена в 341 многоквартирном доме. Сумма затрат на каждый объект <данные изъяты> На 64 объекта затрачено <данные изъяты>

Согласно перечню аварийных многоквартирных домов <данные изъяты>» <данные изъяты> признаны аварийными и подлежащими сносу 64 многоквартирных дома. При сопоставлении перечня многоквартирных домов на территории <данные изъяты>», в которых требуется установка общедомовых приборов учета электрической энергии, и перечня аварийных многоквартирных домов <данные изъяты>», следует, что оснащению общедомовыми приборами учета в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ г. подлежит 64 многоквартирных дома, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Факт установки во всех домах, указанных в приложении № 1 Соглашения , приборов учета за счет бюджетных средств, подтверждается платежными документами по перечислению сумм субсидии ООО <данные изъяты>

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что общедомовые приборы учета потребляемой электрической энергии в ветхих, аварийных объектах установке не подлежат. По придаваемому содержанием указанной нормы права смыслу, установка общедомовых приборов учета потребляемой электроэнергии на ветхих, аварийных объектах исключена (не допускается). Таким образом, дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, не подлежали оборудованию общедомовыми приборами учета электрической энергии, а выполненные работы по их установке не подлежали финансированию за счет бюджетных средств.

Должностным лицом, подписавшим в пределах полномочий, определенных в ст.33 Устава <данные изъяты> перечень многоквартирных домов, подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета электрической энергии, в который <данные изъяты>» были включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, является Глава <данные изъяты> Коземаслов А.Н. При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Коземаслова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, поскольку в данном случае имело место нецелевое использование выделенных в качестве субсидии бюджетных средств.

Доводы, приводимые заявителем в надзорной жалобе, аналогичны тем, что приводились при рассмотрении дела и жалобы, они являлись предметом исследования в судах двух инстанций и были обоснованно отклонены. Так, разработка перечня объектов, которые подлежали оснащению общедомовыми приборами учета электрической энергии, осуществлялась <данные изъяты>», которая являлась распорядителем бюджетных средств, полученных на указанные цели, при этом в перечень домов, подлежащих оснащению приборами учета, <данные изъяты> незаконно были включены дома, не подлежащие в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении оснащению приборами учета электрической энергии, в связи с чем доводы о том, что бюджетные средства были использованы с их целевым назначением, нельзя признать обоснованными. Доводов, не исследованных судами обеих судебных инстанций, заявителем в надзорной жалобе не приводится.

Существенных нарушений процессуальных требований, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятых по делу судебных постановлений, при производстве по настоящему делу допущено не было.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не имеется. Жалоба Главы <данные изъяты> Коземаслова А.Н. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.16-30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление судьи Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2014 года и решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, вынесенные в отношении должностного лица – Главы <данные изъяты>» Коземаслова А.Н. , оставить без изменения, надзорную жалобу Коземаслова А.Н. - без удовлетворения.

Заместитель Председателя Верховного Суда

Удмуртской Республики А.В. Емельянов