ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-12/2016 от 03.03.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск Дело № 4А-12/2016 03 марта 2016 г.

Заместитель председателя суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Л. Полуян, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 14 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08 июля 2015 года и решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 августа 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица? директора автономного учреждения Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Белоярский информационный центр «Квадрат» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 14 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08 июля 2015 года, оставленным без изменений решением судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 августа 2015 года, должностное лицо? директор автономного учреждения Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Белоярский информационный центр «Квадрат» (далее по тексту? АУ «Белоярский информационный центр «Квадрат») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.

Не согласившись с вынесенными в отношении нее судебными актами по делу, ФИО1 обратилась с жалобой на вступившее в законную силу постановление в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В своей жалобе просит состоявшиеся судебные акты отменить, производство по делу прекратить.

Прокурор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом извещен о поступлении соответствующей жалобы.

Исполняющим обязанности прокурора города Белоярский в адрес суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, посредством факсимильной связи, представлены возражения на жалобу, в которых просил оставить её без удовлетворения.

Изучение доводов жалобы, возражений на жалобу, а также материалов дела об административном правонарушении, с учетом положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет назначение административного наказания.

Согласно части 1 статьи 12 названного Федерального закона гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

По смыслу положений пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в период с 14 мая 2015 года по 11 июня 2015 года прокуратурой города Белоярского Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки было установлено, что 07 апреля 2014 года (ФИО)5 была принята на должность выпускающего (редактора по выпуску) в АУ Белоярского района «Белоярский информационный центр «Квадрат».

Ранее с 23 августа 2012 года по 11 января 2013 года (ФИО)5 замещала должность муниципальной службы главного специалиста отдела информационной политики.

По результатам проверки сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции директором АУ «Белоярский информационный центр «Квадрат» ФИО1 не направлено уведомление о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) (ФИО)5 по последнему месту ее службы.

Постановлением исполняющего обязанности прокурора города Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении должностного лица? директора АУ «Белоярский информационный центр «Квадрат» ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях со ссылкой на Постановление Главы города Нягани от 29 апреля 2012 года № 033-пг, которым утвержден перечень должностей муниципальной службы при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, как на документ, возлагающий на ФИО1 соответствующие обязанности.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 мировым судьей к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Судья Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с выводами мирового судьи согласился.

Вместе с тем, судьями не было учтено, что Постановление Главы города Нягани от 29 апреля 2012 года № 033-пг признано утратившим силу постановлением исполняющего обязанности Главы города Нягани от 13 марта 2013 года № 012-пг.

На момент трудоустройства (ФИО)5 в АУ ««Белоярский информационный центр «Квадрат» действовал перечень должностей муниципальной службы при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Главы города Нягани от 02 июля 2013 года № 053-пг, в который должность главного специалиста не входит.

Следовательно, законных оснований для предоставления уведомления о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) (ФИО)5 по последнему месту ее службы у директора АУ ««Белоярский информационный центр «Квадрат» ФИО1 не имелось.

Кроме того, мировым судьей и судьей городского суда не было принято во внимание, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Федерального закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).

Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.

Согласно подпункту «e» пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Таким образом, из анализа пункта 1, подпункта «e» пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 2, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Автономное учреждение Белоярского района «Белоярский информационный центр «Квадрат» осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом учреждения.

Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Белоярского района в лице комитета по культуре администрации Белоярского района.

Основная цель деятельности учреждения – обеспечение опубликования муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведение до сведений жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации через средства массовой информации.

Должность выпускающего (редактора по выпуску), на которую (ФИО)5 принята в АУ «Белоярский информационный центр «Квадрат» не относится к муниципальным должностям. Однако то обстоятельство, что данное муниципальное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, позволяет сделать вывод о том, что исполнение должностных обязанностей (ФИО)5 не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ею должностью на государственной гражданской службе.

При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций о наличии в действиях директора автономного учреждения Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Белоярский информационный центр «Квадрат» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.

Из содержания пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Учитывая вышеизложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 14 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08 июля 2015 года и решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 августа 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица? директора автономного учреждения Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Белоярский информационный центр «Квадрат» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу ФИО1? удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 14 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 08 июля 2015 года и решение судьи Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 августа 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица? директора автономного учреждения Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Белоярский информационный центр «Квадрат» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ? отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.Л. Полуян