ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1300/17 от 12.10.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1300/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 12 октября 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу председателя правления ЖСК «Горелый Хутор» ФИО2 на постановление административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары №891 от 30.11.2016 года, решение Красноглинского районного суда г.Самары от 15.02.2017 года и решение судьи Самарского областного суда от 27.04.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары №891 от 30.11.2016 года ЖСК «Горелый Хутор» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования.

Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 15.02.2017 года постановление административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары №891 от 30.11.2016 года оставлено без изменения.

Решением судьи Самарского областного суда от 27.04.2017 года оставлены без изменения решение Красноглинского районного суда г.Самары от 15.02.2017 года и постановление административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары №891 от 30.11.2016 года.

В надзорной жалобе председатель правления ЖСК «Горелый Хутор» ФИО2, ссылаясь на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении, несоответствие выводов административной комиссии и судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, указывая на отсутствие доказательств, свидетельствующих о самовольном установлении шлагбаума, ограничившего доступ на земельный участок общего пользования в жилом массиве «Горелый Хутор» именно юридическим лицом ЖСК «Горелый Хутор», поскольку без согласия членов ЖСК принять решение об установке шлагбаума невозможно, это не входит в компетенцию юридического лица и требует финансовых затрат, обращает внимание, что в основу судебных решений положены противоречивые показания свидетелей, и просит состоявшиеся постановление административной комиссии и судебные решения отменить с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в самовольном ограничении доступа на земельные участки общего пользования, в каком-либо виде, в том числе, и с использованием ограждений и ворот, установленных третьими лицами.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 31.10.2016 года в 15 часов 00 минут заместителем начальника отдела архитектуры Администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самары выявлено самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования в жилом массиве «Горелый Хутор», выразившееся в установке и использовании шлагбаума между земельным участком с кадастровым номером (<адрес>, уч.15) и земельным участком с кадастровым номером (<адрес>, ЖСК «Горелый Хутор», уч.16 «А»), чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

По факту выявленного правонарушения заместителем начальника отдела архитектуры администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самары составлен акт об обнаружении административного правонарушения от 31.10.2016г. (л.д.19), который послужил основанием для составления главным специалистом отдела архитектуры, членом административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары протокола об административном правонарушении №000592, предусмотренном ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» (л.д.15).

Административной комиссией Красноглинского внутригородского района г.о.Самары и предыдущими судебными инстанциями в подтверждение, что ЖСК «Горелый Хутор» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол заседания административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары о рассмотрении дела об административном правонарушении №47 от 30.11.2016 года (л.д.14); протокол об административном правонарушении №000592 от 14.11.2016 года (л.д.15); фотографии с места обнаружения признаков административного правонарушения (л.д.16-17); акт заместителя начальника отдела архитектуры администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самары об обнаружении административного правонарушения от 31.10.2016 года (л.д.19); уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, направленное председателю правления ЖСК «Горелый Хутор» ФИО2 (л.д.20-21); договор на оказание охранных услуг №9-04 от 01.09.2016 года, заключенный между ООО ЧОП «Орден» и ЖСК «Горелый Хутор», согласно которому ООО ЧОП «Орден» принимает на себя выполнение обязанностей по охране имущества, расположенного по адресу: г.Самара, ЖСК «Горелый Хутор» путем выставления 1 поста охраны (л.д.23-28); обращение ФИО3 в прокуратуру Самарской области о наличии поста охраны и самовольном установлении шлагбаума, ограничившего доступ на его садовый участок , расположенный в жилом массиве «Горелый Хутор», с просьбой принять меры к устранению указанных нарушений (л.д.34); сведения ЕГРЮЛ в отношении ЖСК «Горелый Хутор» (л.д.35-36); информация начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления ФСВНГ России по Самарской области ФИО4 от 15.12.2016 года, направленная заместителю главы Администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самара ФИО5 о проведении сотрудниками ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области внеплановой выездной проверки ООО ЧОП «Орден», оказывающей охранные услуги на территории ЖСК «Горелый Хутор», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, регламентирующего частную охранную деятельность при оказании охранных услуг и установка шлагбаума председателем ЖСК «Горелый Хутор» с целью обеспечения режима безопасности по решению собрания собственников земельных участков (л.д.44); показания представителя СНТ «Восход» ФИО6, пояснившего, что члены СНТ «Восход» являются потерпевшими от действий ЖСК «Горелый Хутор», поскольку из-за установленных ЖСК шлагбаумов, лишены возможности свободно проезжать к своим земельным участкам, при этом за пользование проездом необходимо производить оплату в виде единовременных взносов и ежемесячных платежей; показания представителя СНТ «Восход» ФИО7, подтвердившего, что с 2011 года со стороны ЖСК «Горелый Хутор» чинятся препятствия для проезда к дачам, дополнительно пояснившего, что факт установки шлагбаума юридическим лицом ЖСК «Горелый Хутор» подтверждается подключением электрического шлагбаума к сетям ЖСК; показания свидетеля ФИО8, пояснившей, что в августе 2016 года присутствовала на собрании ЖСК «Горелый Хутор», где решался вопрос о перекрытии сквозных проездов через ЖСК, при этом на данном собрании кроме членов ЖСК присутствовал председатель ФИО2 и в целях ухода от ответственности за административное правонарушение, на собрании принято решение установить шлагбаум от инициативной группы, представителем которой является член ФИО1. Для использования шлагбаумов на тот момент необходимо было сдать взнос в размере 2000 рублей. Шлагбаумы открывают лицам, которые имеются в списках, находящихся у охраны, которые осуществляют контроль за всеми, установленными шлагбаумами; показания свидетеля ФИО9, пояснившего, что в связи с проездом большого потока машин через СТ «Хуторок» и ЖСК «Горелый Хутор», летом 2016 года создана инициативная группа в составе жителей ЖСК и иных СНТ, которой принято решение об установлении двух шлагбаумов; показания свидетеля ФИО10, подтвердившей факт установки в конце лета 2016 года двух шлагбаумов на выездах ЖСК «Горелый Хутор», - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ЖСК «Горелый Хутор» в совершении данного административного правонарушения.

В постановлении административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары и решениях предыдущих судебных инстанций вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судебными инстанциями не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесенное административной комиссией Красноглинского внутригородского района г.о.Самары составлено с соблюдением требований ч.1 ст.29.10 КоАП РФ.

Доводы надзорной жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих о самовольном установлении шлагбаума, ограничившего доступ на земельный участок общего пользования в жилом массиве «Горелый Хутор» именно юридическим лицом ЖСК «Горелый Хутор», являются несостоятельными и опровергаются приведенными выше объективными доказательствами, непосредственно исследованными судебными инстанциями.

В соответствии со ст.1.3 Закона Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» от 01.11.2007 года №115-ГД, под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Из анализа п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, а также ст.262 Гражданского кодекса РФ следует, что вышеуказанные объекты представляют собой территории общего пользования. В их состав входят находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования имеющихся на этих участках и землях объектов в пределах, допускаемых законом, иными актами и собственником соответствующего земельного участка.

В силу п.12 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Таким образом, проезды и дороги, расположенные на территории ЖСК «Горелый Хутор», являются территорией общего пользования в силу прямого указания закона.

Наличие шлагбаума между земельными участками №15 и №16а, расположенными на территории ЖСК «Горелый Хутор», фактически свидетельствует об ограничении доступа на земельный участок общего пользования, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Из материалов дела об административном правонарушении, следует, что между ЖСК «Горелый Хутор» и ООО ЧОП «Орден» заключен договор на оказание охранных услуг №9-04 от 01.09.2016 года, согласно которому ООО ЧОП «Орден» принимает на себя выполнение обязанностей по охране имущества, расположенного по адресу: г.Самара, ЖСК «Горелый Хутор» путем выставления 1 поста охраны (л.д.23-28).

Кроме этого, согласно информации начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления ФСВНГ России по Самарской области №2/8-10469 от 15.12.2016 года, в ходе проверки выявлено, что шлагбаум на территории ЖСК «Горелый Хутор» установлен председателем ЖСК «Горелый Хутор» с целью обеспечения режима безопасности (л.д.44).

При этом, административным органом и судом первой инстанции достоверно установлено, что на территории ЖСК «Горелый Хутор» находится подъездной путь к указанным земельным участкам, который в силу положений п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, а также п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ является территорией общего пользования. ЖСК «Горелый Хутор» не является собственником спорных земельных участков. Доказательств, свидетельствующих о наличии разрешения на установку шлагбаума ЖСК «Горелый Хутор», а также установки шлагбаума другим лицом на обозрение предыдущим судебным инстанциям не представлено и материалах дела об административном правонарушении не содержится.

Привлечение к административной ответственности ЖСК «Горелый Хутор», а не заключавшее договор на монтаж шлагбаума лицо, вопреки доводам надзорной жалобы, является правильным, поскольку как следует из пояснений свидетелей ФИО8, ФИО9, ФИО10, решение об установке шлагбаумов принято на общем собрании членов ЖСК «Горелый Хутор», автоматический шлагбаум установлен на территории ЖСК «Горелый Хутор», что не оспаривается председателем правления ЖСК «Горелый Хутор» ФИО2 в надзорной жалобе.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая вышеизложенное, административной комиссией Красноглинского внутригородского района г.о.Самары и судьей районного суда обоснованно сделан вывод о виновности ЖСК «Горелый Хутор» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

При вынесении постановления административная комиссия Красноглинского внутригородского района г.о.Самары и судья районного суда приняли во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определили фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении и указали обоснованную правовую мотивировку о виновности ЖСК «Горелый Хутор» в совершении административного правонарушения.

Законность и обоснованность вынесенного административной комиссией Красноглинского внутригородского района г.о.Самары 30.11.2016 постановления о привлечении ЖСК «Горелый Хутор» к административной ответственности проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 15.02.2017 дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы на постановление административной комиссии, доказательствам по делу, с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления административной комиссии.

Законность и обоснованность вынесенного районным судьей 15.02.2017 года решения об оставлении без изменения постановления административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары от 30.11.2016 года о привлечении ЖСК «Горелый Хутор» к административной ответственности по ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» были в полном объеме проверены судьей областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ и в решении от 27.04.2017 года дана надлежащая правовая оценка, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления административной комиссии и решения районного судьи.

Нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности судебными инстанциями не установлено.

Довод о формальном рассмотрении дела судебными инстанциями не заслуживает внимания, основан только на субъективном мнении автора жалобы, при рассмотрении дела судьями районного и областного суда допрошены участники судопроизводства, непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств по делу. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.

По существу доводы надзорной жалобы председателя правления ЖСК «Горелый Хутор» ФИО2, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления административной комиссии и судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые являлись предметом исследования судебных инстанций при рассмотрении дела об административном правонарушении, оценены по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ и не подлежат переоценке судом надзорной инстанции.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары и предыдущих судебных инстанций о виновности ЖСК «Горелый Хутор» в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено, административной комиссией и предыдущими судебными инстанциями процессуальных нарушений не допущено, нормы материального права применены правильно.

Принцип презумпции невиновности районным судьей и судьей областного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ЖСК «Горелый Хутор», не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, в пределах санкции ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», и оснований для отмены либо изменения судебных решений и постановления административной комиссии не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление административной комиссии Красноглинского внутригородского района г.о.Самары №891 от 30.11.2016 года, решение Красноглинского районного суда г.Самары от 15.02.2017 года и решение судьи Самарского областного суда от 27.04.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в отношении ЖСК «Горелый Хутор» оставить без изменения, а надзорную жалобу председателя правления ЖСК «Горелый Хутор» ФИО2 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров