4а-1302\2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 08 ноября 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО3 – представителя по доверенности ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» на постановление мирового судьи судебного участка №116 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от 11.07.2018г. и решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 17.09.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ЗАО Корпорация «Тольяттиазот»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №116 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от 11.07.2018г. ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 3.000 рублей за непредставление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 17.09.2018г. постановление мирового судьи от 11.07.2018г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель ФИО3 ссылается на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении и несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; просит отменить состоявшиеся судебные решения в отношении ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» с прекращением производства по делу за отсутствием события административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В силу ст.22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с пп. 1, 3 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – Закон от 24.11.1995 №181-ФЗ), работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно абз. 1 ст. 21 Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
В силу ч.3 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
На основании ст. 20 ТК РФ под работодателем в том числе понимается юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Самарской области от 26.12.2003 N 125-ГД "О квотировании рабочих мест для инвалидов в Самарской области" (далее – Закон от 26.12.2003 N 125-ГД) работодателям, расположенным на территории Самарской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, устанавливается квота.
Статьей 4 Закона от 26.12.2003 N 125-ГД установлено, что квота устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем самостоятельно. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты производится работодателем ежемесячно, исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий месяц. Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистики. При расчете числа рабочих мест в счет установленной квоты округление дробного числа производится в сторону увеличения до целого значения.
Согласно пунктам 5.2, 5.3 Положения о предоставлении работодателями информации (сведений) в органы службы занятости населения Самарской области", утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 14.04.2015г. №184, сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели предоставляют в центры занятости населения в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению. Информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодатели предоставляют в центры занятости населения в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, по форме согласно приложению 6 к настоящему Положению.
В силу ст.15 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственные учреждения службы занятости населения включены в систему государственной службы занятости населения, деятельность которой направлена, в том числе и на обеспечение контроля и надзора в соответствующей сфере.
Таким образом, вышеуказанными действующими нормативно-правовыми актами на работодателя возложена обязанность представлять в центр занятости сведения о трудоустройстве инвалидов. Указанные сведения необходимы ГКУ СО ЦЗН г.о.Тольятти для осуществления его законной деятельности.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой Центрального района г.Тольятти на основании информации, поступившей в рамках указания прокурора Самарской области от 27.08.2015г. №121/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства» из ГКУ СО «Центр занятости населения г.о.Тольятти», проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства о занятости населения в ЗАО Корпорация «Тольяттиазот», по результатам которой установлено, что в нарушение требований ст.22 ТК РФ, ст.24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ч.3 ст.25 Закона РФ «О занятости населения в РФ» в установленный законом срок ЗАО Корпорация «Тольяттиазот», не представило ГКУ СО ЦЗН г.о.Тольятти информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов за период апрель-июнь 2018 года, что явилось основанием для возбуждения заместителем прокурора Центрального района г.Тольятти 19.06.2018 года в отношении юридического лица – ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ с последующим привлечением ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» к административной ответственности.
В подтверждение, что ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.06.2018г. (л.д.3-8); уведомление о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, направленное генеральному директору ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» (л.д.9-11); ответ генерального директора ЗАО Корпорация «Тольяттиазот», направленный заместителю прокурора Центрального района г.Тольятти о проведении в Обществе внутреннего аудита, в ходе которого выявлено нарушение законодательства о занятости населения специалистом по работе с персоналом (л.д.12); приказ ЗАО Корпорации «Тольяттиазот» о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности №128-ЛС от 13.06.2018 года (л.д.13); сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов от
09.06.2018 года в соответствии с приложением 5 к Положению о предоставлении работодателями информации (сведений) в органы службы занятости населения Самарской области", утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 14.04.2015г. №184 (л.д.14-17); сведения о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов за май 2018 года (л.д.18); приказ об установлении квоты для трудоустройства инвалидов №31-ЛС от 28.02.2018 года (л.д.19); приказ о назначении ответственного – ФИО1 за предоставление сведений в Центр занятости населения об установленной квоте для приема на работу инвалидов №31-ЛС/1 от 28.02.2018 года (л.д.20); сведения ЕГРЮЛ о юридическом лице по состоянию на 18.06.2018 года (л.д.22-31); приказ о переводе работника на другую работу №5-П от 26.02.2018 года (л.д.40); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица - ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» (л.д.41); свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице (л.д.42); устав ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» (л.д.44-63); ответ директора ГКУ СО ЦЗН г.о.Тольятти на запрос судьи районного суда, согласно которому ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» в апреле и мае 2018 года не представило на бумажном носителе сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов за апрель не представило, а за май, представило только 13.06.2018 года (л.д.96); показания помощника прокурора Центрального района г.Тольятти ФИО2 об обстоятельствах выявления признаков административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении обоснованно признано предыдущими судебными инстанциями в качестве допустимого доказательства, поскольку составлено в отношении юридического лица - ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст.28.4 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» не приняты все зависящие от него необходимые меры по соблюдению законодательства о занятости населения.
Довод надзорной жалобы о привлечении по этой же статье должностного лица ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» – специалиста по работе с персоналом ФИО1 за данное правонарушение к административной ответственности, основанием для прекращения производства по делу или освобождения юридического лица от административной ответственности служит не может.
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24.03.2005 года (ред. от 19.12.2013), в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Довод надзорной жалобы о том, что не указано точное время совершения правонарушения, на квалификацию вмененного правонарушения не влияет. При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи, судьей районного суда установлено, что в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и постановлении мирового судьи допущена техническая описка – время совершения правонарушения указано, как 10.04.2018 года, тогда как правильно следует считать – 10.06.2018 года.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» состава административного правонарушения предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы ФИО3 – представителя по доверенности ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» на постановление мирового судьи от 11.07.2018г. судьей Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 17.09.2018г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица – ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Довод о формальном рассмотрении дела судебными инстанциями не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу юридического лица - ЗАО Корпорация «Тольяттиазот», по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.
Наказание ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ст.19.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для уточнения обжалуемых постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, поскольку в описательно-мотивировочной части судебных актов указаны на непредставление ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» информации в ГКУ СО ЦЗН г.о.Тольятти за период «апрель-июнь 2018 года», однако, согласно ответу директора ГКУ СО ЦЗН г.о.Тольятти на запрос судьи районного суда, ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот» в апреле и мае 2018 года не представило на бумажном носителе сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов за апрель не представило, а за май, представило только 13.06.2018 года (л.д.96).
Таким образом, ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» не представило информацию в ГКУ СО ЦЗН г.о.Тольятти за период «апрель-май 2018 года».
Учитывая вышеизложенное, описательно-мотивировочную части постановления мирового судьи и решения судьи районного суда следует уточнить.
Данное уточнение не влияет на суть вынесенных по делу судебных актов и не влечет их отмену.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №116 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от 11.07.2018 года и решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 17.09.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО3 – представителя по доверенности ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» оставить без удовлетворения.
Уточнить описательно-мотивировочную части постановления мирового судьи и решения судьи районного суда путём указания на непредставление ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» в ГКУ СО ЦЗН г.о.Тольятти информации за период «апрель-май 2018 года».
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда Кудинов В.В.