ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1304/2016 от 16.11.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

4 а - 1304/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 16 ноября 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 – представителя ФИО2 на постановление Красноглинского районного суда г. Самары от 04.07.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Красноглинского районного суда г. Самары от 04.07.2016 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в порядке самостоятельного контролируемого выезда за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В надзорной жалобе представитель ФИО1 указала: что ФИО2 прибыл на территорию РФ с целью учебы и с 2012 года является студентом очного отделения Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный экономический университет»; решением Государственной экзаменационной комиссии ФИО2 присвоена квалификация бакалавр, и 30.06.2016 года выдан диплом бакалавра, в связи с чем до 30.06.2016 года ФИО2 находился на территории РФ, а 03.07.2016 года прибыл в международный аэропорт «<данные изъяты>» для вылета в <адрес> Республики <данные изъяты>, куда авиоосообщение осуществляется один раз в неделю; 09.08.2016 года между ФИО2 и Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Самарский государственный экономический университет» заключен договор на обучение по программе высшего образования на 2 года, по которому ФИО2 была произведена оплата; необоснованное назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации без достаточных к тому оснований. В связи с изложенным, просит изменить состоявшиеся судебные решения в части назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что имеются основания для частичного удовлетворения жалобы.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно статье 2 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 года № 466-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.

Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции Федерального закона от 30.12.2015 года № 438-ФЗ), иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утративший такие документы и не обратившийся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушивший правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, образуется в случае нарушения иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Судья районного суда, рассматривая материалы дела об административном правонарушении по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении ФИО2, пришел к выводу, что 03.07.2016 года в 21 час 00 минут гражданин Республики <данные изъяты> ФИО2 нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания до 30.06.2016 года, чем нарушил требования Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда на территорию РФ» и совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Судьей районного суда в подтверждение, что ФИО2 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 03.07.2016 года (л.д.3); рапорт сотрудника полиции ОВ ППСП ЛОП в аэропорту <адрес>, в соответствии с которым 03.07.2016 года в 21 час на входе в здание аэровокзала аэропорт «<данные изъяты>» задержан гражданин Республики <данные изъяты> ФИО2, который допустил нарушение миграционного законодательства (л.д.2); письменные объяснения ФИО2 от 03.07.2016 года, в которых не отрицая факт нарушения миграционного законодательства, указал, что в Россию приехал 31.08.2015 года на учебу в университет и не покинул территорию РФ, поскольку в университете сказали, что после окончания регистрации он может покинуть территорию РФ в течение 3 дней (л.д.5); копии бланка уведомления о прибытии и миграционной карты на имя гражданина Республики <данные изъяты> ФИО2, согласно которым ФИО2 прибыл на территорию РФ 31.08.2015 года и поставлен на учет до 30.06.2016 года (л.д.6).

В ходе рассмотрения 04.07.2016 года административного дела судьей районного суда ФИО2 признал вину в инкриминируемом правонарушении, пояснив, что своевременно не выехал из Российской Федерации, поскольку недавно у него закончилась сессия в университете, и ему сказали, что после окончания регистрации можно покинуть территорию РФ в течение трех дней.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к выводу, что действия ФИО2, нарушившего режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Вместе с тем с постановлением Красноглинского районного суда г. Самары от 04.07.2016 года согласиться нельзя по следующим основаниям.

Санкция ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В силу ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Согласно статье 2 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), никому не может быть отказано в праве на образование; государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

В соответствии с абз.1 ч.7 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

В силу абз.2 ч.7 ст.5 указанного Федерального закона, срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, указанного в абзаце первом настоящего пункта, в случае перевода данного иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе образовательную программу другого уровня, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Из абз.5,6 ч.7 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ, следует, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, завершившего обучение по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, может быть продлен на срок до тридцати календарных дней с даты отчисления данного иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе в целях поступления данного иностранного гражданина для обучения по очной или очно-заочной форме в той же или иной образовательной организации по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, имеющей государственную аккредитацию, при этом с ходатайством о продлении срока временного пребывания на территории РФ иностранного гражданина, указанного в абзаце пятом настоящего пункта, до тридцати календарных дней вправе обратиться как иностранный гражданин, так и образовательная организация, в которой данный иностранный гражданин обучался по очной или очно-заочной форме, или образовательная организация, в которой данный иностранный гражданин будет продолжать обучение по очной или очно-заочной форме, поданному в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Согласно абз.8,9 ч.7 ст.5 названного Федерального закона образовательная организация, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем или пятом настоящего пункта, обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней с даты его отчисления по форме и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом ФМС России от 30.12.2013 года № 707 (в приложении № 1) «Об утверждении формы и порядка представления образовательной организацией уведомления о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), обучавшегося по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, предоставляемого образовательной организацией с целью сокращения срока временного пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) в Российской Федерации» утверждена форма вышеуказанного уведомления, в соответствии с которой образовательная организация представляет в орган ФМС России в соответствующем субъекте РФ помимо сведений об иностранном гражданине, также и сведения о завершении либо прекращении обучения иностранного гражданина в данной образовательной организации и сведения о заключении договора на обучение с иностранным гражданином с указанием срока его действия.

Таким образом, исходя из анализа указанных правовых норм, срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен до 30 календарных дней с момента завершения обучения иностранным гражданином по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, для поступления данного иностранного гражданина на обучение по очной или очно-заочной форме в ту же образовательную организацию по основной профессиональной образовательной программе другого уровня, по соответствующему ходатайству, поданному образовательной организацией в орган ФМС.

Согласно копии миграционной карты, представленной в материалах дела, ФИО2 поставлен на учет в УФМС России по Самарской области с 31.08.2015 года по 30.06.2016 года по месту пребывания по <адрес> (л.д.6).

Из приложенных к надзорной жалобе копий документов следует, что ФИО2 30.06.2016 года получил диплом бакалавра по результатам успешной государственной итоговой аттестации по программе бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент», на основании решения Государственной экзаменационной комиссии от 29.06.2016 года присвоена квалификация бакалавр, и 09.08.2016 года между ФИО2 и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Самарский государственный экономический университет» заключен договор об образовании на обучение по образовательной программе «магистратура» сроком на два года, по которому ФИО2 произведена оплата за обучение в сумме 16 800 рублей за первый семестр 2016/2017 учебного года, что подтверждается копиями квитанции и чека, выданных ФГБОУ ВО «СГЭУ» ФИО2

Принимая решение о назначении ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории РФ, судья районного суда не принял во внимание пояснения ФИО2, что он своевременно не выехал с территории РФ, поскольку в университете сказали о возможности покинуть территорию РФ в течение трех дней после окончания регистрации, а 03.07.2016 года ФИО2 задержан при выезде с территории РФ, в аэропорту <адрес>, и уклонение от выезда из РФ составило 3 дня, а также отсутствие отягчающих вину обстоятельств и вышеприведенные положения ст.2 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950), согласно которой никому не может быть отказано в праве на образование.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).

Учитывая изложенные обстоятельства и тот факт, что перечисленные выше документы, приложенные к надзорной жалобе, не являлись предметом проверки при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда, соответственно судом не выяснялся вопрос о возможном продлении ФИО2 срока пребывания на территории РФ по ходатайству образовательной организации, в которой обучается ФИО2, данные о личности ФИО2 при назначении административного наказания в виде административного выдворения в полной мере не проверены, а в рамках рассмотрения надзорной жалобы проверить вышеуказанные сведения не представляется возможным, и срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ составляет 1 год со дня совершения (выявления при длящемся административном правонарушении) административного правонарушения, с целью всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств названного дела для проверки доводов представителя ФИО2 в соответствии с п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Красноглинского районный суд г. Самары в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Надзорную жалобу ФИО1 – представителя ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление Красноглинского районного суда г. Самары от 04.07.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении ФИО2 отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Красноглинский районный суд г. Самары.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Заместитель председателя

Самарского областного суда В.В. Кудинов