ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-130/19 от 04.03.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

№ 4а-130/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 04 марта 2019г.

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 10.10.2018 г. и решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19.12.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 10.10.2018 г. должностное лицо - начальник отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19.12.2018 г. постановление мирового судьи от 10.10.2018 г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе начальник отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 указывает на неверную квалификацию вмененного правонарушения, поскольку выявленные нарушения в перечне, предусмотренном ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», отсутствуют и размещение предусмотренной ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ информации в полном объеме на официальном сайте администрации г.о. Тольятти до проведения прокуратурой г.о. Тольятти проверки; считает, что размещение информации на официальном сайте администрации г.о. Тольятти не входит в его должностные обязанности; ссылается на отсутствие предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" конкретных сроков размещения необходимой информации, а также на непринятие судебными инстанциями во внимание размещения полного перечня нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения г.о. Тольятти, в п.1.3 Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Тольятти, утвержденного Постановлением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 09.04.2013 г. размещенного на официальном сайте администрации г.о. Тольятти в свободном доступе, а перечня нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения г.о. Тольятти, и их текстов в разделе «Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог» на странице Департамента дорожного хозяйства и транспорта г.о. Тольятти, вместе с анализом правоприменительной практики за 2017 г.; просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления определено статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в том числе, путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, п.п.1,3 ч.2 ст. 8.2 которого возлагают на органы муниципального контроля осуществление мероприятий направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами:

обеспечение размещения на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

обеспечение регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

Ответственность за неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, предусмотрена ч.2 ст.13.27 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 20.08.2018 г. во исполнение задания прокуратуры Самарской области от 23.07.2018 г. прокуратурой г.о. Тольятти проведена проверка органа муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения – департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти по исполнению требований федерального законодательства к организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, в ходе которой выявлено нарушение департаментом дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти требований п.п.1,3 ч.2 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", выразившееся в необеспечении в сети «Интернет» на официальном сайте администрации г.о. Тольятти (http://tgl.ru) размещения перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; регулярного (не реже одного раза в год) обобщения практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля, соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений, и в отношении начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1, в должностные обязанности которого в соответствии п.3.8 должностной инструкции начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта, утвержденной руководителем департамента 11.07.2018 г., входит сопровождение раздела управления дорожного хозяйства департамента на официальном портале администрации г.о. Тольятти, осуществление работы по размещению информации в деятельности управления дорожного хозяйства департамента, предусмотренной федеральным, региональным законодательством и муниципальными правовыми актами г.о. Тольятти, 07.09.2018 г. прокурором г.Тольятти вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.27 КоАП РФ.

Судебными инстанциями в подтверждение, что начальником отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.13.27 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.27 КоАП РФ, в отношении начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 (л.д.3-6); уведомление от 05.09.2018 г. , о составлении 07.09.2018 г. в отношении начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.27 КоАП РФ, полученное должностным лицом 06.09.2018 г. (л.д.8-9); объяснения начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 от 03.09.2018 г. об обстоятельствах совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 КоАП РФ (л.д.10-11); рапорт старшего помощника прокурора г. Тольятти от 20.08.2018 г. с приложенными копиями скриншотов официального сайта администрации г.о. Тольятти (л.д.12-21); распоряжение руководителя управления муниципальной службы и кадровой политики администрации г.о. Тольятти от 10.10.2017 г. о переводе ФИО1 временно с должности главного специалиста отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти на должность начальника этого же отдела на период отсутствия основного работника с 02.10.2017 г. (л.д.23); должностная инструкция начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти, утвержденная руководителем департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти 11.07.2017 г. (л.д.24-30); пояснения старшего помощника прокурора г. Тольятти ФИО2, данные в судебном заседании при рассмотрении мировым судьей настоящего дела, указавшего, что на момент проведения проверки 20.08.2018 г. предусмотренная действующим законодательством РФ информация в сети «Интернет» не размещена,- поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 в совершении административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Положениями части 2 статьи 9 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Из системного толкования указанной выше нормы, следует, что субъектами данного правонарушения являются должностные лица, состоящие на государственной или муниципальной службе, на которых соответствующая обязанность возложена служебными контрактами и регламентами государственных органов (органов местного самоуправления) и (или) иными правовыми актами.

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, статья 8.2 которого возлагает на органы муниципального контроля осуществление мероприятий направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно п.п.1.3.1, 1.3.2 Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Тольятти, утвержденного постановлением Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 09.04.2013 г. , органом, осуществляющим муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Тольятти является администрация городского округа Тольятти; органом администрации городского округа Тольятти, обеспечивающий осуществление муниципального контроля -Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации городского округа Тольятти.

Согласно распоряжению руководителя управления муниципальной службы и кадровой политики администрации г.о. Тольятти от 10.10.2017 г. -р-а/13 ФИО1 переведен временно с 02.10.2017 г. с должности главного специалиста отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти на должность начальника этого же отдела на период отсутствия основного работника (л.д.23).

В соответствии п.3.8 должностной инструкции начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта, утвержденной руководителем департамента 11.07.2017 г., в должностные обязанности начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта входит сопровождение раздела управления дорожного хозяйства департамента на официальном портале администрации г.о. Тольятти, осуществление работы по размещению информации в деятельности управления дорожного хозяйства департамента, предусмотренной федеральным, региональным законодательством и муниципальными правовыми актами г.о. Тольятти.

Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что, являясь лицом, ответственным за информационное сопровождение раздела управления дорожного хозяйства департамента на официальном портале администрации г.о. Тольятти, ФИО1 не выполнил требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статья 8.2 которого возлагает на органы муниципального контроля осуществление мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 13.27 КоАП РФ.

Невыполнение вышеуказанных требований закона нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации.

Довод заявителя надзорной жалобы о том, что в соответствии с частью 2 статьи 13.27 КоАП РФ ответственность за совершение вмененного административного правонарушения наступает в связи с неразмещением в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, указанных в Федеральном законе от 09 февраля 2009г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", тогда как ему вменяется нарушение п.п.1,3 ч.2 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является несостоятельным по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом изложенного, вменение нарушения положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которыми определены требования к размещению на официальном сайте определенной информации, не противоречит действующему законодательству.

Указание заявителя надзорной жалобы на размещение всей необходимой информации на официальном сайте администрации г.о. Тольятти не влечет удовлетворение надзорной жалобы, поскольку Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено размещение органами муниципального контроля на официальных сайтах в сети "Интернет" предусмотренной законом информации отдельно в конкретном разделе для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Ссылка должностного лица на дополнительное размещение в августе 2018 г. в разделе «Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог» на странице Департамента дорожного хозяйства и транспорта г.о. Тольятти перечня нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения г.о. Тольятти, их текстов, а также обобщения и анализа правоприменительной практики за 2017 г., как правильно указано предыдущими судебными инстанциями, свидетельствует о понимании ФИО1 требований действующего законодательства о размещении предусмотренной законом информации в конкретном разделе, сопровождение которого входит в его должностные обязанности, и как следствие фактически свидетельствует о совершении заявителем действия по признанию вины в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 13.27 КоАП РФ.

Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной судом правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной судом в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных постановлений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.

При рассмотрении настоящего дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2ст.13.27 КоАП РФ.

Наказание ФИО1 назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности привлекаемого к административной ответственности, его имущественного положения, обстоятельств дела, с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.13.27 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного 10.10.2018 г. мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 19.12.2018 г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.

Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 по делу не усматривается.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных решений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области от 10.10.2018 г. и решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19.12.2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.27 КоАП РФ, в отношении начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 оставить без изменения, надзорную жалобу начальника отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации г.о. Тольятти ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров