ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1310/19 от 10.09.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 4а-1310/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Иркутск 10 сентября 2019 г.

Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу генерального директора ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. на вступившие в законную силу постановление № 31 начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 20 декабря 2018 г., решение судьи Саянского городского суда Иркутской области от 5 марта 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 28 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением № 31 начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 20 декабря 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Саянского городского суда Иркутской области от 5 марта 2019 г. и решением судьи Иркутского областного суда от 28 мая 2019 г., генеральный директор ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и должностному лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

В поданной в Иркутский областной суд жалобе генеральный директор ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. просит отменить постановление № 31 начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 20 декабря 2018 г., решение судьи Саянского городского суда Иркутской области от 5 марта 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 28 мая 2019 г., считая их незаконными и необоснованными, прекратить производство по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, материалы судебного дела по жалобам, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 19 декабря 2012 г. между ОАО Тыретский солерудник» (далее Депонент) и ЗАО «МТБанк» (далее Депозитарий) заключен договор № 02-03-03/73, предметом которого является то, что Депонент поручает, а Депозитарий обязуется за вознаграждение и в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Регламентом Депозитария и условиями настоящего Договора, оказывать услуги по учету и удостоверению прав на ценные бумаги, принадлежащие Депоненту на праве собственности или ином вещном праве путем открытия Депоненту счета «депо» и осуществления операций по этому счету. Во исполнение условий настоящего договора был открыт счет «депо» Номер изъят в Республике Беларусь.

14 июня 2013 г. между ОАО «Тыретский солерудник» и ЗАО «МТБ» заключен договор комиссии № 02-01-21/25, из которого следует, что ЗАО «МТБ» принимает к исполнению соответствующие условиям договора поручения ОАО «Тыретский солерудник» и за вознаграждение в порядке и на условиях, определенных договором, совершает от своего имени, но за счет ОАО «Тыретский солерудник» указанные в них сделки с именными бездокументарными ценными бумагами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе допущенные к обращению или размещению на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Покупку и/или продажу ценных бумаг на вторичном рынке через торговую систему Биржа, в том числе на условиях «РЕПО».

Согласно пунктам 3.1, 3.2 договора от 14 июня 2013 г. № 02-01-21/25 ЗАО «МТБ» обязан учитывать принадлежащие ОАО «Тыретский солерудник» и переданные комиссионеру денежные средства на лицевом счете Номер изъят в ЗАО «МТБ», код 117, обеспечив раздельный учет денежных средств комитента и комиссионера; осуществлять операции по указанному счету в соответствии с договором в пределах остатка денежных средств комитента на нем; своевременно уплачивать комиссионеру комиссионное вознаграждение и возмещать необходимые расходы комиссионера и др.

28 декабря 2012 г. резидентом ОАО «Тыретский солерудник» в налоговый орган представлено уведомление об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, из которого следует, что 19 декабря 2012 г. заключен договор банковского счета № 02-03-03/73 с ЗАО «МТБанк» и открыт счет «депо» Номер изъят в Республики Беларусь.

В ходе проведения проверки с целью контроля за соблюдением генеральным директором ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. валютного законодательства выявлено нарушение требований пункта 4 Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819 и пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

По мнению административного органа, генеральному директору ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. надлежало в срок не позднее 31 января 2017 г. представить отчет о движении средств то счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами за 4 квартал 2016 года в порядке, установленным Правилами № 819. Однако отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не представлен.

Данные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении генерального директора ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. дела об административном правонарушении и основанием для привлечения 20 декабря 2018 г. к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя законность и обоснованность постановления начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 20 декабря 2018 г., судьи первой и второй инстанций пришли к выводу о том, что нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену обжалуемого постановления, по делу не допущено, что должностное лицо Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области, исследовав доказательства в их совокупности, обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях генерального директора ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С выводами должностного лица Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области, поддержанными судебными инстанциями, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет, в том числе, нарушение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов.

В рассматриваемом случае генеральному директору ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. вменено непредставление отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами Российской Федерации с подтверждающими банковским документами.

На основании части 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (прилагаются), а также Форма отчета о движении средств юридического лица - резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 819 юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2-х экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Согласно пункту 5 Правил № 819 подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала. В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала. В случае закрытия юридическим лицом - резидентом, индивидуальным предпринимателем - резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).

Из приведенных положений статьи 12 Закона о валютном регулировании и Правил № 819 следует, что резиденты обязаны представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, ключевым понятием для признания наличия или отсутствия обязанности по представлению указанного отчета является «средства по счетам (вкладам)».

Пунктом 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

валюта Российской Федерации, под которой понимаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

иностранная валюта, которой признаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

Таким образом, Закон о валютном регулировании разграничивает понятия «средства на банковских счетах и в банковских вкладах», которые могут быть как в валюте Российской Федерации, так и в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, с одной стороны, и внешние ценные бумаги, с другой стороны.

При этом по смыслу пункта 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании подлежит представлению отчет именно о движении денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации.

Именно на такое толкование данной нормы ориентируют положения пункта 1 статьи 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, согласно которому резиденты вправе открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежные средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или с других своих счетов (с вкладов) в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Закона о валютном регулировании).

Следовательно, в пункте 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании имеются в виду исключительно денежные средства на банковских счетах и в банковских вкладах в иностранной валюте и (или) в валюте Российской Федерации, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Изложенное подтверждается содержанием Формы отчета о движении средств юридического лица - резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 819.

В частности, такая Форма предусматривает указание:

кода валюты счета в соответствии с Общероссийским классификатором валют (цифровой и буквенный коды);

остаток средств на счете на начало отчетного периода (указывается сумма в тысячах единиц соответствующей валюты);

зачисление средств за отчетный период (указывается сумма в тысячах единиц соответствующей валюты);

списание средств за отчетный период (указывается сумма в тысячах единиц соответствующей валюты);

остаток средств на счете на конец отчетного периода (указывается сумма в тысячах единиц соответствующей валюты).

Согласно примечанию 5 Формы в случае открытия мультивалютных счетов в графе «Наименование операции» указываются отдельно по каждой валюте остаток средств на счете на начало отчетного периода, остаток средств на счете на конец отчетного периода, зачислено средств за отчетный период - всего, в том числе по кодам видов операций, списано средств за отчетный период - всего, в том числе по кодам видов операций.

Таким образом, в отчете о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами Российской Федерации подлежит указанию информация, связанная с операциями, производимыми исключительно с денежными средствами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, находящимися на банковских счетах и в банковских вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 4 Закона о валютном регулировании все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Приведенной норме корреспондируют и положения части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В рассматриваемом случае административный орган вменил генеральному директору ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. непредставление отчета о движении средств по счету «Депо» Номер изъят, открытому в рамках депозитарного договора от 19 декабря 2012 г. № 02-03- 03/73.

Согласно имеющейся в материалах дела выписке о состоянии счета «Депо» Номер изъят на дату 31 января 2017 г. на данном счете были отражены простые обыкновенные акции, выпущенные ОАО «Мозырьсоль», в количестве 50 455 штук.

Таким образом, на счете «Депо» Номер изъят находятся (по терминологии Закона о валютном регулировании) внешние ценные бумаги, а не средства в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Такой счет предназначен для учета прав на ценные бумаги, а не отражения операций с денежными средствами.

Между ОАО «Тыретский солерудник» и ЗАО «МТБанк» 19 декабря 2012 г. заключен депозитарный договор № 02-03-03/73, при этом ЗАО «МТБанк» выступает стороной данного договора не как кредитная организация, а как депозитарий, действующий на основании лицензии № 02200/5200-1246-1112 на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.

По условиям пункта 1.1 депозитарного договора от 19 декабря 2012 г. № 02-03-03/73 депонент (ОАО «Тыретский солерудник») поручает, а депозитарий (ЗАО «МТБанк) обязуется за вознаграждение и в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Регламентом депозитария и условиями настоящего договора, оказывать услуги по учету и удостоверению прав на ценные бумаги, принадлежащие депоненту путем открытия счета «депо» и осуществления операций по нему, открыть счет «депо» для учета прав на ценные бумаги.

Депозитарий обязан в течении 3 (трех) рабочих дней после проведения депозитарной операции предоставить депоненту выписку о состоянии счета «депо» (выписку об операциях по счету «депо»), которая является отчетом о выполнении депозитарием учетной операции (пункт 3.4 депозитарного договора № 02-03-03/73 от 19 декабря 2012 г.).

Депонент имеет право получать предусмотренные регламентом депозитария и настоящим договором отчеты о проведенных депозитарием операциях по его счету «депо» (выписки о состоянии счета «депо», выписки об операциях по счету «депо») и другую информацию в отношении ценных бумаг, учитываемых на счете «депо» Депонента.

Таким образом, установленная пунктом 7 статьи 12 Закона о валютном регулировании обязанность по представлению отчетов движении средств на банковских счетах и в банковских вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации не распространяется на счета «депо», на которых учитываются операции не с денежными средствами, а с ценными бумагами.

Уведомлением от 28 декабря 2012 г. об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации ОАО «Тыретский солерудник» сообщило налоговому органу об открытии именно счета «Депо» Номер изъят и заключении депозитарного договора № 02-03-03/73 от 19 декабря 2012 г., а не о заключении договора банковского счета, как на то указано в оспариваемом постановлении (наличие такого договора налоговым органом не доказано).

Лицевой счет Номер изъят, код 117, открытый на основании пункта 1.1 договора комиссии от 14 июня 2013 г. № 02-01-21/25, предназначенный для учета принадлежащих ОАО «Тыретский солерудник» и переданных комиссионеру денежных средств, также не относится к банковским счетам и банковским вкладам.

К тому же из содержания протокола об административном правонарушении № 381420181214001302 от 14 декабря 2018 г. и постановления № 31 от 20 декабря 2018 г. о назначении административного наказания по делу об административном нарушении не следует, что генеральному директору ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. вменено непредставление отчета о движении денежных средств по данному счету.

При указанных обстоятельствах должностным лицом административного органа и судьями обеих инстанций при рассмотрении дела не выполнены требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

С учетом изложенного постановление № 31 начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 20 декабря 2018 г., решение судьи Саянского городского суда Иркутской области от 5 марта 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 28 мая 2019 г. законными и обоснованными не являются, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

жалобу генерального директора ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. удовлетворить.

Постановление № 31 начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Иркутской области от 20 декабря 2018 г., решение судьи Саянского городского суда Иркутской области от 5 марта 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 28 мая 2019 г., вынесенные в отношении генерального директора ОАО «Тыретский солерудник» Карамушка М.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Заместитель председателя

Иркутского областного суда С.А. Черткова