ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1311/19 от 09.09.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 4а-1311/2019

постановление

г. Иркутск 9 сентября 2019 г.

Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Кошкарева А.В. на решение судьи Иркутского областного суда от 26 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алейникова Ю.А.,

Установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Кошкарева А.В. от 6 ноября 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Иркутска от 28 января 2019 г., Алейникова Ю.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч пятисот рублей.

Решением судьи Иркутского областного суда от 26 марта 2019 г. постановление должностного лица Управления Росреестра по Иркутской области и решение судьи районного суда отменены, производство по делу в отношении Алейниковой Ю.А. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В поданной в Иркутский областной суд жалобе заместитель главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Кошкарев А.В., не соглашаясь с решением судьи Иркутского областного суда, просит об отмене судебного акта.

Проверив с учётом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, материалы судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что решением судьи Иркутского областного суда от 26 марта 2019 г. производство по настоящему делу об административном правонарушении прекращено.

Указанное решение судьи Иркутского областного суда от 26 марта 2019 г. вступило в законную силу.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Исходя из положений статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осуждённого (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Вместе с тем, прекращая производство по делу, судья Иркутского областного суда пришёл к выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Алейниковой Ю.А. дела об административном правонарушении, имели место 31 августа 2018 г.

С такими выводами судьи согласиться нельзя.

Статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца.

В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой же статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днём обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В силу требований статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.В соответствии с частью 1 статьи 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный земельный надзор (за исключением государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 7.1 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, должностным лицом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска 31 августа 2018 г. проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Алейниковой Ю.А.

В силу пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1515 «Об утверждении правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо в случае отсутствия данного структурного подразделения - в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора).

Из анализа вышеназванных норм следует вывод о том, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска является органом, осуществляющим муниципальный земельный контроль, и не наделён полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с изложенным, составленный по результатам проведённой проверки акт (л.д. 14-17) вместе с иными материалами проверки на основании вышеназванного пункта Постановления направлен руководителем Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска в Управление Росреестра по Иркутской области для принятия мер по привлечению Алейниковой Ю.А. к административной ответственности. Согласно оттиску штампа входящей корреспонденции Управления, проставленного на сопроводительном письме, материал проверки в отношении Алейниковой Ю.А. поступил в Управление Россреестра по Иркутской области 6 сентября 2018 г. (л.д. 19).

Таким образом, датой выявления административного правонарушения, вменённого Алейниковой Ю.А., является день поступления материалов должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть 6 сентября 2018 г.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица Управления от 6 ноября 2018 г. вынесено в пределах срока давности привлечения Алейниковой Ю.А. к административной ответственности

Следовательно, вывод судьи Иркутского областного суда о выявлении административного правонарушения в момент проведения проверки 31 августа 2018 г. не основан на материалах дела и вышеуказанных нормах права,

Однако, исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

Отмена данного судебного решения в целях привлечения Алейниковой Ю.А. к административной ответственности после истечения установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности ухудшит положение Алейниковой Ю.А., что недопустимо.

В связи с истечением срока давности привлечения Алейниковой Ю.А. к административной ответственности обсуждение вопроса о виновности последней в совершении административного правонарушения возобновлено быть не может.

Сведений о существенных нарушениях, имеющих фундаментальный, принципиальный характер, которые были допущены судьёй Иркутского областного суда при пересмотре настоящего дела и повлияли на его исход, решение судьи не содержит.

Различная точка зрения судьи и должностного лица на одни и те же обстоятельства дела и по одному и тому же вопросу применения и толкования норм материального права, сама по себе не может служить достаточным основанием для пересмотра решения с ухудшением положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу.

Поскольку истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела, доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и ненадлежащей оценке доказательств при вынесении решения суда не подлежат проверке в настоящее время.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения жалобы заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Кошкарева А.В. не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановил:

Решение судьи Иркутского областного суда от 26 марта 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Алейникова Ю.А. оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель Кошкарева А.В. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Иркутского областного суда С.А. Черткова