4а-1317/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Самара 23 ноября 2016 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу генерального директора ООО «Дельта» ФИО3 на постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов по Самарской области СТУ Росрыболовства от 20.01.2015 года, определение Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 25.12.2015 года, решение Волжского районного суда Самарской области от 05.04.2016 года и решение Самарского областного суда от 25.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 КоАП РФ,
установил:
20.01.2015 года начальником отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Самарской области СТУ Росрыболовства ООО «Дельта» за эксплуатацию водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов привлечено к административной ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Определением Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 25.12.2015 года постановление должностного лица от 20.01.2015 года оставлено без изменения.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 05(08).04.2016 года постановление должностного лица от 20.01.2015 года и определение должностного лица от 25.12.2015 года оставлены без изменения.
Решением Самарского областного суда от 25.08.2016 года постановление должностного лица от 20.01.2015 года, определение должностного лица от 25.12.2015 года оставлены без изменения и решение районного суда от 05(08).04.2016 года оставлены без изменения, уточнена дата вынесения решения – 08.04.2016 года.
В надзорной жалобе генеральный директор ООО «Дельта» ФИО3, указывая на невиновность Общества в данном административном правонарушении, просит отменить вышеуказанные постановление и определение должностного лица, судебные решения, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы надзорной жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
Частью 1 статьи 42 Водного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 года N 499-ФЗ, действующей на момент выявления административного правонарушения) установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Водного кодекса РФ, водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 года N 519-ФЗ, действующей на момент выявления административного правонарушения) установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно ч. 2 ст. 50 указанного Федерального закона деятельность, указанная в ч. 1 ст. 50 данного Федерального закона, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ.
Частью 3 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 года N 166-ФЗ установлено, что меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 года N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, которое определяет меры по сохранению водных биологических ресурсов (далее - биоресурсы) и среды их обитания, применяемые при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (далее - планируемая деятельность), оказывающей прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, а также порядок их осуществления.
В соответствии с подпунктами "д", "з" пункта 2 указанного Положения, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются помимо прочего: установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений; проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 года N 1045 утверждено Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, в соответствии с п.12 которого забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения.
В силу п. 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997, при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 года N 104-ФЗ, действующей на момент выявления административного правонарушения), любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ.
Из материалов административного дела следует, что в ходе проверки поступившей информации о факте намыва песка земснарядом в районе строящегося Кировского мостового перехода на реке Самара в нескольких километрах от <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом установлено, что в водоохраной зоне поймы Саратовского водохранилища, затон Юбилейный реки Самара (месторождение Самарское Заречье (восток), в 3 км. от <адрес> (МСПП «Юбилейный») <адрес>, вблизи автотрассы мостового перехода «Кировский» обнаружено осуществление хозяйственной деятельности, а именно в акватории <адрес> размещен земснаряд, от которого в сторону береговой полосы отходит пульпопровод на расстояние 300 м., в месте окончания нагнетательного пульпопровода размещены отвалы размываемых грунтов (речной песок), на береговой полосе в водоохраной зоне залива <адрес>, напротив земснаряда расположена хозяйственно-бытовая площадка, на которой размещены топливно-заправочная цистерна, строительный вагончик, второй земснаряд, кубовые емкости для жидкостей, складируются ТБО, а также осуществляется стоянка и движение транспорта вне дорог и специально отведенных мест, имеющих твердое покрытие. Работы по добыче (изъятию) общедоступных полезных ископаемых (речного песка) осуществлялись земснарядами юридического лица ООО «Спецгидротехника» по заказу ООО «Дельта». Указанные работы осуществлялись непосредственно с забором (изъятием) поверхностных вод без специального рыбозащитного устройства, что может повлечь массовую гибель рыбы, а также уничтожить в значительных размерах кормовые запасы либо нанести иные тяжкие последствия.По данному факту определением 17.09.2014 года возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Дельта» и ООО «Спецгидротехника».
В ходе проведения административного расследования 24.09.2014 года осуществлен выезд с представителем Управления государственного экологического надзора Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, в ходе которого в присутствии директора ООО «Спецгидротехника» ФИО1 и ФИО2 – представителя ООО «Дельта» осуществлён осмотр территории, проведены замеры, фото-фиксация и составлен акт осмотра и схема осмотра.
Согласно договору аренды земснаряда с экипажем от 17 июня 2014 года и письма в адрес ООО «Дельта» от 30.09.2014г. № 5/14 следует, что юридическое лицо ООО «Спецгидротехника» заключило договор аренды земснаряда с экипажем от 17 июня 2014 года б/н с юридическим лицом ООО «Дельта» и передало в адрес последнего земснаряд с гидроразмывом типа ЛС- 27М, сроком на 3 месяца.
В соответствии с разделом 4 указанного договора арендатор в лице ООО «Дельта» обязан оформить всю разрешительную документацию на производство работ, произвести необходимые геологические изыскания, предоставить проект работ. Арендатор осуществляет управление производством работ, контролирует ход работ, обеспечивает своими силами монтаж наземного пульпопровода, устройство карты намыва, обвалование и других сопутствующих работ. Передача земснаряда юридическому лицу ООО «Дельта» от юридического лица ООО «Спецгидротехника» подтверждается актом приёма-передачи техники от 17.06.2014 года.
Из письма юридического лица ООО «Спецгидротехника» от 30.09.2014 года № 5/14, направленного в адрес юридического лица ООО «Дельта», следует, что ООО «Дельта» эксплуатировало земснаряд по его прямому назначению и добыло 20000 м" речного песка.
Добыча общедоступных полезных ископаемых, складирование отвалов размываемых грунтов, размещение складов горюче-смазочных материалов и осуществление движения автотранспорта в водоохранной зоне реки Самара, вне дорог, имеющих твёрдое покрытие, осуществлялось ООО «Дельта» в нарушение ч. 2 ст. 61, ч. 15 и 17 ст.65 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, ст. 22 Федерального закона «О животном мире» от 24.04.1995г. № 52-ФЗ, п. 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 п. 12 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 № 1045, установлено, что забор воды из рыбохозяйственных водоемов для нужд предприятий и для орошения может производиться только при условии установки по согласованию с органами рыбоохраны специальных приспособлений для предохранения рыбы от попадания в водозаборные сооружения, ст. 34, 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ, а также без обязательного, в соответствии со статьёй 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004г. № 166-ФЗ и «Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания», утверждённых Постановлением правительства РФ от 30.04.2013г. № 384, согласования проведения данных работ с уполномоченным органом - Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства, и оценки воздействия данных работ на состояние водных биологических ресурсов Саратовского водохранилища и среду их обитания в соответствии с «Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания», утверждённых Постановлением правительства РФ от 29.04.2013г. № 380.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 26.11.2014 года старшим государственным инспектором отдела контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Самарской области в отношении ООО «Дельта» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.38 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения данного протокола об административном правонарушении 20.01.2015 года начальником отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Самарской области СТУ Росрыболовства вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Дельта» с привлечением к административной ответственности по ст.8.38 КоАП РФ.
В подтверждение, что ООО «Дельта» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.8.38 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: акт обследования территории (акватории) от 09.12.2014 года, с приложенной схемой выявленного правонарушения (л.д.76-78); протокол №63-01(1059) 53 об административном правонарушении от 26.11.2014 года (90-91); договор аренды земснаряда с экипажем от 17.06.2014 года заключенного между ООО «Спецгидротехника» и ООО «Дельта» (л.д.92-98); решение №1 об учреждении ООО «Дельта» от 20.08.2010 года (л.д.129); свидетельство о государственной регистрации юридического лица выданное ООО «Дельта» от 31.08.2010 года (л.д.131); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе выданное ООО «Дельта» от 31.08.2010 года (л.д.132); устав ООО «Дельта» (л.д.133-136); акт осмотра территории (акватории) от 24.09.2014 года, с приложенной схемой выявленного правонарушения и фотоматериалом (л.д.137-141); определение об истребовании сведений у юридического лица от 17.09.2014 года, с приложенным фотоматериалом (л.д.148-152), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «Дельта» в совершении данного административного правонарушения.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают, что юридическим лицом ООО «Дельта» организованы и проведены работы по добыче (изъятию) общедоступных полезных ископаемых (речного песка).
В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При вынесении 20.01.2015 года постановления должностным лицом и определением должностного лица от 25.12.2015 года приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности ООО «Дельта» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ.
Наказание ООО «Дельта» назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.8.38 КоАП РФ.
Все представленные доказательства судья районного суда оценивал по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Нарушений правил оценки доказательств судьей не допущено, оснований для переоценки, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств и выводов судьи, у суда надзорной инстанции не имеется.
Законность и обоснованность вынесенных должностным лицом постановления от 20.01.2015 года, определения должностного лица от 25.12.2015 года и судьей районного суда 05.04.2016 года решения проверены судьей областного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, в решении которого от 25.08.2016 года дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы с указанием мотивов, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления и определения должностного лица и решения районного суда.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы генерального директора ООО «Дельта» ФИО3 о невиновности Общества в данном административном правонарушении были предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отвергнуты, как опровергающиеся материалами дела, из которых следует, что работы по добыче(изъятию) общедоступных ископаемых(речного песка) организованы и проведены юридическим лицом ООО «Дельта», в отсутствие разрешительных документов на добычу речного песка в акватории реки Самара, осуществляемые непосредственно с забором (изъятием) поверхностных вод, без специального рыбозащитного устройства, что в свою очередь могло повлечь массовую гибель рыбы, а также уничтожить в значительных размерах кормовые запасы.
Указание в надзорной жалобе о составлении акта осмотра в отсутствие представителя Общества, являются несостоятельными, ООО «Дельта» надлежащим образом было извещено о предстоящем осмотре территории Осмотр территории производился в присутствии директора ООО «Спецгидротехника» и ФИО2 – представителя ООО «Дельта», проведены замеры, фото-фиксация и составлен акт осмотра и схема осмотра. (л.д.137)
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление и определение должностного лица и состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановил:
постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных ресурсов по Самарской области СТУ Росрыболовства от 20.01.2015 года, определения Средневолжского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 25.12.2015 года, решение Волжского районного суда Самарской области от 05.04.2016 года и решение Самарского областного суда от 25.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 КоАП РФ, в отношении ООО «Дельта» оставить без изменения, а надзорную жалобу генерального директора ООО «Дельта» ФИО3 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда В.В. Кудинов