4а-131/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 31 января 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора ГБУ СО «Волжское ГООХ» ФИО1 на постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.08.2017г., решение Шигонского районного суда Самарской области от 21.09.2017г. и решение Самарского областного суда от 16.11.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГБУ СО «Волжское ГООХ»
установил:
постановлением руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.08.2017 года юридическое лицо - ГБУ СО «Волжское ГООХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 60 000 рублей, за использование лесов с нарушением условий документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Решением Шигонского районного суда Самарской области от 21.09.2017 года постановление должностного лица от 08.08.2017 года изменено, размер штрафа снижен до 40 000 рублей.
Решением Самарского областного суда от 16.11.2017 года решение Шигонского районного суда Самарской области от 21.09.2017 года и постановление должностного лица от 08.08.2017 года, измененное решением районного суда г. Самары, оставлены без изменения.
В надзорной жалобе директор ГБУ СО «Волжское ГООХ» ФИО1, просит постановление должностного лица и решения судебных инстанций отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения; считает, что нарушение требований Проекта освоения лесов с заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденной приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.10.2014г. №442 не является основанием для привлечения ГБУ СО «Волжское ГООХ» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ; указывает, что в настоящее время у юридического лица отсутствует обязанность по тушению пожаров, поскольку приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» № 549 от 22.12.2008г. утратил юридическую силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза России от 23.12.2014 № 522; обращает внимание, что ни один из документов, на основании которых за учреждением зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не содержит требований о соблюдении учреждением Проекта освоения лесов; ссылается на истечение срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку, согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, составленному заместителем Самарского межрайонного природоохранного прокурора 13.07.2017г., правонарушение выявлено 04.07.2014г.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
В соответствии со ст. 53 Лесного Кодекса РФ меры пожарной безопасности включают в себя предупреждение лесных пожаров.
Согласно части 2 ст. 53 Лесного Кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ на лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, возложена обязанность по составлению проекта освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрены последствия невыполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, проекта освоения лесов. Согласно части 2 статьи 24 настоящего Кодекса невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
В соответствии с ч.8 ст. 51 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком.
Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 04.07.2017 года Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с главным консультантом управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по Шигонскому лесничеству проведена внеплановая выездная проверка ГБУ СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» в ходе которой установлено, что ГБУ СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» осуществляет использование лесного участка с кадастровым номером №, имеющего местоположение: Самарская область, Шигонский район, Шигонское лесничество, Усольское участковое лесничество, квартал №27 выделы 5,8,14,15; квартал 28 выделы 3-8, 13 площадью 488760000,00 кв.м., предоставленного на основании свидетельства №№ от 18.04.2013 г. в постоянное (бессрочное) пользование для ведения лесоохотничьего хозяйства, в нарушение требований ч.2 ст.24, ч.8 ст.51, ст.53, ч.1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, Проекта освоения лесов с заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденной приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.10.2014г. №442 в учреждении отсутствует необходимый противопожарный инвентарь: электромегафон в количестве 1 шт., зажигательные аппараты в количестве 1 шт., что явилось основанием для вынесения 13.07.2017г. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Судебными инстанциями и должностным лицом в подтверждение, что СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: копия справки главного консультанта управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по Шигонскому лесничеству о проведении внеплановой выездной проверки СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» от 04.07.2017г. (л.д.75); постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.07.2017г. (л.д.59-62); копия свидетельства о государственной регистрации права №№ от 18.04.2013 г. (л.д.67); копия выписки из государственного земельного кадастра б/н., б/д. (л.д.64); копия проекта освоения лесов (л.д.94-114); объяснения заместителя директора – начальника отдела материально-технического обеспечения СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» ФИО2 от 13.07.2017г, из которых следует, что в настоящий момент изменения (в части исключения требований о наличии электромегафона и зажигательного аппарата) в проект освоения лесов не внесены (л.д. 65-66); показания помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Морозова А.А., главного лесничего Шигонского лесничества ФИО3, представителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды ФИО4, данные в судебных заседаниях в суде районного суда 20.09.2017г., 21.09.2017г., из которых следует что СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» в своей деятельности руководствуется требованиями Лесного Кодекса РФ, а также в том числе проектом освоения лесов, - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» в совершении административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, действия СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» правильно квалифицированы по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ.
Судья Шигонского районного суда Самарской области, рассматривая 21.09.2017г. жалобу на постановление должностного лица от 08.08.2017г., правильно пришел к выводу об обоснованности привлечения СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, и в решении районного судьи указаны мотивы на основании которых сделан обоснованный вывод о виновности СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» в совершении указанного правонарушения.
Наказание назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах санкции ч.4 ст.8.25 КоАП РФ, в минимальном размере.
Законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления от 08.08.2017г., измененного решением Шигонского районного суда Самарской области от 21.09.2017г., решение Шигонского районного суда Самарской области от 21.09.2017г. о привлечении СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» к административной ответственности по ч.4 ст.8.25 КоАП РФ в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст.ст.30.6 - 30.7 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на указанные постановление и решение, и в решении от 16.11.2017г. дана надлежащая правовая оценка, в том числе доводам, аналогичным изложенным в надзорной жалобе, и указаны мотивы, по которым судья областного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Аналогичные изложенным в надзорной жалобе доводы директора ГБУ СО «Волжское ГООХ» ФИО1 о том, что у Общества отсутствовала обязанность по тушению пожаров, поскольку приказ Министерства сельского хозяйства РФ «Об утверждении норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов» № 549 от 22.12.2008г. утратил юридическую силу в связи с изданием Приказа Минсельхоза России от 23.12.2014 № 522, были предметом исследования должностным лицом, судебными инстанциями и обоснованно отвергнуты по убедительным мотивам, указанным в состоявшихся решениях.
Правонарушение ГБУ СО «Волжское ГООХ» выразилось в нарушении требований ч.2 ст.24, ч.8 ст.51, ст.53, ч.1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации, Проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.10.2014г. №442.
В соответствии с положениями приведенных выше норм Лесного Кодекса РФ, использование лесных участков должно осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и проекта освоения лесов.
Из проекта освоения лесного участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства ГБУ СО «Волжское ГООХ», в том числе из сведений о наличии и потребности в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке (таблица 12), усматривается, что ГБУ СО «Волжское ГООХ» запроектировало приобретение противопожарного инвентаря, в том числе электромегафона в количестве 1 шт., зажигательного аппарата в количестве 1 шт.
Таким образом, предоставленным Проектом освоения лесов у ГБУ СО «Волжское ГООХ» предусмотрена обязанность иметь противопожарный инвентарь, в том числе электромегафон и зажигательный аппарат.
Доводы жалобы, касающиеся действительности проекта освоения лесов в части, не противоречащей действующему приказу Минприроды России № 161 от 28.03.2014г. «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов», согласно которому (часть 3 Приложения 2 к Приказу) наличие электромегафона и зажигательного аппарата для лиц, осуществляющих вид деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не предусмотрено, а также отсутствия оснований для соблюдения учреждением Проекта освоения лесов, безосновательны.
В соответствии с пунктами 28, 29 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства России N 69 от 29.02.12 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ N 69) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно пункту 33 Приказа N 69 внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды; внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов данным Приказом.
Материалами дела установлено, что ГБУ СО «Волжское государственное опытное охотничье хозяйство» осуществляет использование лесного участка с кадастровым номером №, имеющего местоположение: Самарская область, Шигонский район, Шигонское лесничество, Усольское участковое лесничество, квартал №27 выделы 5,8,14,15; квартал 28 выделы 3-8, 13 площадью 488760000,00 кв.м., предоставленного на основании свидетельства №№ от 18.04.2013 г. в постоянное (бессрочное) пользование для ведения лесоохотничьего хозяйства.
Из материалов дела не усматривается, что обществом были предприняты необходимые действия по внесению изменений в проект освоения лесов, приведения его в соответствии с действующим приказом Минприроды России № 161 от 28.03.2014г., в том числе в части приобретения электромегафона в количестве 1 шт., зажигательного аппарата в количестве 1 шт.
В рассматриваемом случае ГБУ СО «Волжское ГООХ» привлечено к административной ответственности на основании части 4 статьи 8.25 КоАП РФ за нарушение лесного законодательства, допущенное при использовании лесного участка, а именно: ГБУ СО «Волжское ГООХ» в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации Учреждением не был разработан проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в безвозмездное пользование в соответствии с действующим приказом Минприроды России № 161 от 28.03.2014г., как участник лесных правоотношений, допустивший нарушение лесного законодательства.
Доводы Общества об истечении срока давности привлечения к административной ответственности не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения надзорной жалобы и дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, административное правонарушение ГБУ СО «Волжское ГООХ», предусмотренное ч.4 ст.8.25 КоАП РФ было выявлено Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с главным консультантом управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по Шигонскому лесничеству 04.07.2017г. Допущенная при составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении опечатка в дате выявления правонарушения (04.07.2014г. вместо 04.07.2017г.), не влияет на законность постановления должностного лица и состоявшихся судебных актов. Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления и судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом и судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности ГБУ СО «Волжское ГООХ» в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении и судебными инстанциями при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица и решение районного суда не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу юридического лица, не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся постановление должностного лица и судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление руководителя управления государственного лесного и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.08.2017г., решение Шигонского районного суда Самарской области от 21.09.2017г. и решение Самарского областного суда от 16.11.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ГБУ СО «Волжское ГООХ» оставить без изменения, надзорную жалобу директора ГБУ СО «Волжское ГООХ» ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров