№ 4А-132/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 06 августа 2018 года
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу ФИО7, защитника Сычевой А.В., на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 19 января 2018 года <№>, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 мая 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Сычевой А.В., <дата> года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора
г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 19 января 2018 года <№> Сычевой А.В. назначено наказание в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2018 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 мая 2018 года постановление заместителя главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 19 января 2018 года <№> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2018 года в отношении Сычевой А.В. оставлено без изменения, жалоба защитника - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Марий Эл в порядке статьи 30.13 КоАП РФ, защитник просит отменить постановление должностного лица в отношении Сычевой А.В. и состоявшиеся судебные решения, прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что предоставление собственником объекта недвижимости или его части в аренду согласуется со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, а эксплуатация здания сама по себе не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению. Протокол об административном правонарушении в отношении Сычевой А.В. составлен неуполномоченным лицом, при производстве по делу нарушены требования части 3 статьи 28.3, части 2 статьи 25.1, части 5 статьи 25.5, части 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, изучив дело об административном правонарушении <№>, поступившее в Верховный Суд Республики Марий Эл 4 июля 2018 года, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, на земли населенных пунктов.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2 статьи 42 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, в описание вида разрешенного использования земельного участка с наименованием «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) входит размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Из материалов дела видно, что государственным инспектором Республики Марий Эл по использованию и охране земель на основании распоряжения от 2 октября 2017 года № 96 проведена внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении
Сычевой А.В. с обследованием земельного участка площадью 1090 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>.
По результатам этой проверки установлено, что указанный земельный участок находится в пользовании Сычевой А.В., что подтверждается договором аренды недвижимого имущества от 1 января 2017 года, согласно которому ФИО6, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 (арендодатели) передали Сычевой А.В. (арендатор) за плату во временное владение и пользование принадлежащее им на праве общей долевой собственности (по 1/5 доли) недвижимое имущество (жилой дом, баня, надворная постройка), находящиеся на земельном участке, принадлежащем им на праве общей долевой собственности (доля в праве каждого 1/5). Жилой дом, общей площадью 380 кв.м, с кадастровым номером <№>, используется Сычевой А.В. как коттедж «<...>». В нем сдаются гражданам в наем комнаты для проживания и отдыха. Одноэтажное здание с кадастровым номером <№>, площадью 81,9 кв.м, используется как банкетный зал для проведения торжеств (свадеб, семейных праздников, корпоративов и др.). Участок по периметру огорожен забором, на углу дома <№> имеется вывеска с надписью «<...>» и указан адрес сайта, имеется наружная вывеска с указанием номера телефона администратора. На придомовой территории имеется автостоянка для транспорта посетителей. По пути следования на участок дома <№> на придорожных столбах имеются указатели с надписью «Коттедж «<...>». В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещаются объявления об аренде комнат в коттедже «<...>» и самого коттеджа, посещении бани, проведении торжеств по адресу: <адрес>. На территории коттеджа «<...>» постояльцам предлагаются дополнительные услуги: беседка с мангалом, посещение сауны и бассейна, услуги общественного питания.
В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, отраженными в кадастровом паспорте, земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, имеет категорию земель «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства».
Как следует из письма Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 24 ноября 2017 года <№>, земельный участок с кадастровым номером <№> относится к территориальной зоне Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами. Вид разрешенного использования данного земельного участка не устанавливался и не изменялся. Заинтересованные лица с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка не обращались.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 24 декабря 2009 года № 30-V, зона Ж-3 предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами (основной вид разрешенного использования), допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения (условно-разрешенный вид использования).
В соответствии с частью 6 статьи 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
Статьей 39 ГрК РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Этот порядок предусматривает, в частности, подачу соответствующего заявления, рассмотрение вопроса на публичных слушаниях, подготовку рекомендаций об удовлетворении данного заявления или об отказе в его удовлетворении, принятие главой местной администрации решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как установлено судьями обеих инстанций, вышеуказанный земельный участок с находящимися на нем объектами используется для оказания бытовых услуг с извлечением прибыли, что не соответствует разрешенному виду использования этого земельного участка. С заявлением о предоставлении разрешения на условно - разрешенный вид использования земельного участка в порядке статьи 39 ГрК РФ Сычева А.В. не обращалась.
Вина Сычевой А.В. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается исследованными судьей доказательствами, в частности, актом административного обследования объекта земельных отношений от 7 сентября 2017 года <№>, объяснениями свидетелей ФИО4, ФИО5 от 23 октября 2017 года, кадастровым паспортом земельного участка на 20 октября 2017 года, актом проверки органа государственного надзора с приложенными фотоматериалами от 20 ноября 2017 года <№>, протоколом об административном правонарушении от 11 декабря 2017 года, договором <№> об оказании услуг по размещению видеоролика от 12 октября 2017 года, разрешением на строительство от 28 января 2013 года, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 20 февраля 2015 года, выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости по состоянию на 18 января 2018 года, другими материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Сычевой А.В. судьи правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Сычевой А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе защитника доводы, в том числе, в части нарушения требований статей 25.1 и 26.2 КоАП РФ, были тщательно проверены судьей вышестоящей инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При производстве по настоящему делу порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
Административное наказание назначено Сычевой А.В. в пределах санкции части 1 статьи 8.8 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи. 30.13, статьей 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Йошкар-Олы, Оршанского, Моркинского, Медведевского и Килемарского районов по использованию и охране земель, заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Йошкар-Оле Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 19 января 2018 года <№>, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 3 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сычевой А.В. оставить без изменения, жалобу ФИО7, защитника Сычевой А.В. - без удовлетворения.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Марий Эл С.В. Бабин