№ 4а-132/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 апреля 2017 года г. Оренбург
Заместитель председателя Оренбургского областного суда Белинская С.В., рассмотрев жалобу защитника Фомина А.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 30 мая 2016 года № *** и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Башнефть-Розница»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 30 мая 2016 года № ***, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2016 года, ООО «Башнефть-Розница» (далее – ООО «Башнефть-Розница») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Фомин А.А. просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет понятие загрязняющего вещества - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
Статьей 12 Закона № 96-ФЗ определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 96-ФЗ выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него подлежат государственному учету в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Согласно п. 2 ч. 1.1 раздела 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333 (далее по тексту - Методическое пособие), стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Методическим пособием установлено, что стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на источники с организованным выбросом и источники с неорганизованным выбросом.
Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д. (в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
К неорганизованным источникам относятся: неплотности технологического оборудования (пропуски технологических газов через уплотнения перекачивающего оборудования и запорно-регулирующую арматуру, расположенную вне вентилируемых помещений), в том числе работающего при избыточном давлении, факельные установки и амбары для сжигания некондиционного углеводородного сырья, открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.
Из материалов дела усматривается, что 29 апреля 2016 года государственным инспектором Оренбургской области в области охраны окружающей среды по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении ООО «Башнефть-Розница» по соблюдению законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, о недрах и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр местного значения, содержащих подземные воды и используемых для питьевого, хозяйственно–бытового и технологического водоснабжения автосервиса Сорочинской нефтебазы и жилого микрорайона г. Сорочинска (лицензия ***) по адресам, указанным в постановлении от 30 мая 2016 года № ***, на территории Оренбургской области, выявлено нарушение требований природоохранного законодательства РФ, а именно: в нарушение п. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на структурных подразделениях ООО «Башнефть-Розница», расположенных на территории Оренбургской области: АЗС № ***, осуществляют выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в результате работы резервуарных парков, состоящих из подземных резервуаров для хранения бензина, дизельного топлива; площадки слива налива нефтепродуктов; топливораздаточных колонок, эксплуатация которых неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе.
Названные выше объекты расположены на территории Оренбургской области (АЗС № ***) и являются неорганизованными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, следовательно, для определения выбросов вредных (загрязняющих) веществ следует применять расчетный метод. В соответствии с действующим законодательством РФ для определения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух расчетным методом разработаны Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ из резервуаров, а также дополнения к ним.
ООО «Башнефть-Розница» заключен договор от 27 октября 2014 года № *** с ФГБУ «***» на разработку проектов предельно допустимых выбросов (далее – ПДВ). В рамках разработки проектов ФГБУ «***» для ООО «Башнефть-Розница» провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбросов, расположенными на структурных подразделениях ООО «Башнефть-Розница» на территории Оренбургской области: АЗС № ***. Копии результатов инвентаризаций выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками вместе с разработанными проектами ПДВ были представлены в ходе проведения плановой выездной проверки.
Согласно результатам инвентаризаций выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками выбрасываются загрязняющие вещества, а именно: в результате работы резервуарного парка через дыхательные клапаны в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: смесь углеводородов предельных С1-С5 (по метану), смесь углеводородов предельных С6-С10 (по гексану), амилены (смесь изомеров), бензол, ксилол, толуол, этилбензол. В результате работы площадки слива налива нефтепродуктов поступают следующие загрязняющие вещества: азота диоксид, азота оксид, ангидрид, ангедрид сернистый, углерод, углерода оксид, бензин(нефтяной), керосин. В результате работы топливораздаточных колонок поступают следующие загрязняющие вещества: смесь углеводородов предельных С1-С5 (по метану), смесь углеводородов предельных С6-С10 (по гексану), амилены (смесь изомеров), бензол, ксилол, толуол, этилбензол.
Указанные загрязняющие вещества включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года № 1316-р.
Таким образом, хозяйствующий субъект вправе осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух только на основании разрешения, выданного уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, с учетом источника вредных (загрязняющих) веществ независимо от количественных показателей вредных веществ и их концентрации в атмосферном воздухе. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что при осуществлении своей деятельности общество использует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, эксплуатация которых неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, руководствуясь положениями Закона № 96-ФЗ, Законом № 7-ФЗ, должностное лицо и судья районного суда правильно пришли к выводу о том, что ООО «Башнефть-Розница» до начала хозяйственной деятельности на территории Оренбургской области обязано было для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, расположенных на структурных подразделениях ООО «Башнефть-Розница», на территории Оренбургской области: АЗС № 56***, получить специальное разрешение, выданное уполномоченным органом исполнительной власти, что им сделано не было, и обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Башнефть-Розница» подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 29 апреля 2016 года; актом проверки от 15 апреля 2016 года и другими материалами дела.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не согласиться с которой оснований не имеется.
Вопреки доводу жалобы применение должностным лицом административного органа Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № ***, не противоречит действующему законодательству. Ссылка же в жалобе на ч. 2 ст. 22 Закона № 96-ФЗ, приведенная защитником в обоснование своего довода, является необоснованной, поскольку данная норма устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Такую инвентаризацию общество провело, копии результатов инвентаризаций выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками вместе с разработанными проектами ПДВ были представлены в ходе проведения плановой выездной проверки административному органу.
Утверждение заявителя о том, что результаты проведенной обществом инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не могут являться допустимыми доказательствами, поскольку проект нормативов ПДВ в установленном порядке не утвержден, нельзя признать состоятельным. Проекты нормативов ПДВ, разработанные на основе инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обоснованно приняты должностным лицом и судьей районного суда в качестве доказательства.
Доводы, изложенные в жалобе, приводились при рассмотрении дела, получили надлежащую правовую оценку судов и их выводы не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судами норм процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Постановление о привлечении ООО «Башнефть-Розница» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 30 мая 2016 года № *** и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Башнефть-Розница» оставить без изменения, а жалобу защитника Фомина А.А. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда С.В. Белинская