ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1330/18 от 14.11.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а–1330/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 14 ноября 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Юлии Апполоновны, на постановление мирового судьи судебного участка №6 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от 25.06.2018г. и решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 28.08.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Юлии Апполоновны

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №6 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от 25.06.2018г. директор ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровская Ю.А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию с применением положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 25 000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, выразившимся в не указании в платежных документах показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса (горячего водоснабжения и отопления).

Решением Железнодорожного районного суда г.Самары от 28.08.2018г. постановление мирового судьи от 25.06.2018 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе директор ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровская Ю.А. просит состоявшиеся судебные акты отменить с прекращением производства по делу об административном правонарушении, как незаконные и необоснованные и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения надзорной жалобы не имеется.

В соответствии сч.2 ст.193 ЖК РФ правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Положение о лицензировании).

В соответствии с п.п. «б» п.3 Положения о лицензировании, лицензионным требованием к организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, является, в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется в том числе выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами).

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Подпункт «е» пункта 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 (далее - Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), устанавливает, что в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25.04.2018 г., в целях проверки соответствия лицензиата установленным лицензионным требованиям на основании обращения гражданина от 12.03.2018г. (вх.№6032-ц), сотрудниками государственной жилищной инспекции Самарской области на основании распоряжения врио руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области от 27.03.2018г. №СЖд-56623 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения юридическим лицом – ООО «Образцовое содержание жилья», директором которого является Бобровская Ю.А., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что директором ООО «Образцовое содержание жилья» допущены нарушения лицензионных требований предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ и п.п.«б» п.3 Положения о лицензировании, выразившиеся в нарушении лицензиатом п.п. «е» п.69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, п.п.«ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами при начислении за декабрь 2017г., январь и февраль 2018г.г. платы за коммунальные услуги потребителям дома №66А по ул.Никитинской г.Самары без показаний в платежных документах общедомовых приборов учета.

Указанные нарушения отражены в акте проверки №СЖд-56623 от 25.04.2018г. и послужили основанием для составления 14.05.2018г. государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении должностного лица - директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В подтверждение, что должностным лицом – директором ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №СЖД-56623/1 от 14.05.2018 года (л.д.3-6); распоряжение врио руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области от 27.03.2018г. №СЖд-56623 (л.д. 11-13); акт проверки от 25.04.2018 года №СЖд-56623 (л.д.16-20); копии платежных документов за декабрь, 2017г., январь и февраль 2018г.г. (л.д.24-26) и иные материалы дела, – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А. в совершении административного правонарушения.

Факт осуществления ООО «Образцовое содержание жилья», директором которого является Бобровская Ю.А. на основании лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г.Самара, ул. Никитинская, д.66А, при рассмотрении дела об административном правонарушении и в надзорной жалобе заявителем не оспаривается.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ Бобровская Ю.А. с 25.02.2013г. является директором ООО «Образцовое содержание жилья» и за время исполнения своих должностных обязанностей могла и должна была соблюдать требования лицензионного законодательства и указывать в платежных документах общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

Доводы надзорной жалобы об отсутствии возможности определить реальные показания потребленного ресурса в управляемой Обществом части дома, поскольку вышеуказанный многоквартирный дом отапливается в целом, как единый объект и обслуживается различными управляющими организациями, общедомовой прибор энергии учитывает два показателя суммарно: объем теплоэнергии на отопление дома и объем теплоэнергии на нагрев ГВС, без разделения на составляющие, со ссылкой на разъяснение Минстроя России от 03.08.2018г. №33601-5/04, согласно которому в платежном документе указываются текущие показания коллективного прибора учета в случае, если такие показания используются для расчета размера платы за коммунальную услугу, не влекут отмену обжалуемых судебных актов. Указанное письмо носит рекомендательный характер и не является препятствием для руководства нормами законодательства о лицензировании. Письма Минстроя России и его структурных подразделений, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера. Директору юридического лица Бобровской Ю.А., в связи с исполнением своих служебных обязанностей, прежде всего, необходимо руководствоваться действующим законодательством, и только как рекомендательный и разъясняющий материал использовать письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка, бездействие директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А. правильно квалифицированы по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Вопреки доводам надзорной жалобы срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Согласно положениям статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вмененное обществу правонарушение длящимся не является, по настоящему делу срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению не со дня обнаружения административного правонарушения, а со дня его совершения.

В силу прямого указания пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 67 Правил предоставления коммунальных услуг платежные документы, на основании которых вносится плата за коммунальные услуги, представляются потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Иной срок представления платежных документов может быть установлен договором управления многоквартирным домом.

Данных о том, что таким договором (договорами) был установлен иной срок, чем указан в названных нормах, в материалах дела не имеется.

С учетом взаимосвязанных положений Жилищного Кодекса и Правил предоставления коммунальных услуг, в данном случае нарушения при начислении платы за коммунальные услуги, а именно: отсутствие показаний коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса (горячего водоснабжения и отопления) допущены должностным лицом не позднее срока, установленного для представления платежных документов.

Таким образом, послужившее основанием для привлечения общества к административной ответственности нарушение лицензионных требований при начислении платы за коммунальные услуги за декабрь 2017г., январь 2018 и февраль 2018г. допущено обществом не позднее 01.01.2018г., 01.02.2018г., 01.03.2018г., соответственно установленный частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности начал исчисляться с 01.01.2018г., 01.02.2018г., 01.03.2018г. и истекает в соответствующие даты по истечении одного года – 01.01.2019г., 01.02.2019г., 01.03.2019г.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении, срок давности привлечения должностного лица - директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А. к административной ответственности не истек, 25.06.2018г. мировой судья рассмотрел настоящее дело с соблюдением установленного частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

Наказание должностному лицу - директору ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А. назначено с соблюдением положений ч.ч.2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлеченного к ответственности должностного лица, позволяющих снизить административное наказание в виде штрафа до менее минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 настоящего Кодекса.

При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 25.06.2018г. судьей районного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, и в решении судьи от 28.08.2018г. дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы, приведены мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.

Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.

Принцип презумпции невиновности мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Ю.А., не усматривается.

Нарушений процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Состоявшиеся постановление мирового судьи решение районного судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №6 Железнодорожного судебного района г.Самары Самарской области от 25.06.2018г. и решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 28.08.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Юлии Апполоновны, оставить без изменения, надзорную жалобу директора ООО «Образцовое содержание жилья» Бобровской Юлии Апполоновны, оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда В.В. Кудинов