ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1335/2017 от 19.01.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4а-1335/2017

Мировой судья Котельников С.А. Судья Гольдаде А.Л.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 января 2018 года г. Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу администрации Спасского сельского поселения Верхнеуральского района Челябинской области на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Верхнеуральского района Челябинской области от 18 июля 2017 года и решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 16 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Спасского сельского поселения Верхнеуральского района Челябинской области,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Верхнеуральского района Челябинской области от 18 июля 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 16 августа 2017 года, администрация Спасского сельского поселения Верхнеуральского района Челябинской области привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе администрации Спасского сельского поселения Верхнеуральского района Челябинской области, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, поставлен вопрос об их отмене ввиду незаконности.

Копия жалобы 06.12.2017г. направлена руководителю Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, отзыв на жалобу в областной суд не поступил.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, нахожу указанную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела основанием для привлечения администрации Спасского сельского поселения Верхнеуральского района Челябинской области к административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ послужило невыполнение в срок до 03 июня 2017 года требований предписания от 03 июня 2016 года, выданного заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Верхнеуральского района Управления Росреестра по Челябинской области, об устранении нарушений ст.ст. 25, 26, 60, 76 Земельного Кодекса РФ путем


2

оформления правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, площадью 20 ООО кв.м., расположенный по адресу: п. Спасский, ул. ***, для размещения общественного кладбища.

В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, об устранении нарушений законодательства.

Для правильного определения наличия события вменяемого административного правонарушения необходимым условием является законность предписания, выданного органом, осуществляющим государственный надзор (контроль).

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства в сфере использования и охране земель, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель Верхнеуральского района Управления Росреестра по Челябинской области было установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: п. Спасский, ул. ***, для размещения кладбища используется юридическим лицом -администрацией Спасского сельского поселения без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов. В связи с чем администрации Спасского сельского поселения было выдано предписание об устранении допущенных нарушений в срок до 03 декабря 2016года, впоследствии по ходатайству администрации срок предписания был продлен до 03 июня 2017 года. Однако в установленный срок предписание исполнено не было.

По результатам рассмотрения дела мировым судьей установлена виновность администрации Спасского сельского поселения в совершении данного административного правонарушения, и она подвергнута


3

административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Судья районного суда с выводами мирового судьи и принятым им решением согласился.

Однако состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.

Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (пункт 3 статьи 3.1) установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся «иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки».

Вместе с тем Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определено, что "общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления" (статья 18). Формулировка "в ведении" юридически не позволяет отнести земельные участки, на которых размещены существующие общественные кладбища, к собственности муниципальных образований, в связи с чем государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, в силу закона невозможна. Такое же положение существует в отношении вероисповедальных кладбищ (статья 19), воинских кладбищ (статья 20), военных мемориальных кладбищ, за исключением Федерального военного мемориального кладбища (статья 20), стен скорби (статья 23) и крематориев (статья 24).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не позволяет однозначно утверждать об обязанности сельских поселений оформлять правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые кладбищем, поскольку Законом установлена правовая норма, согласно которой в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов "могут находиться", в зависимости от вида муниципального образования, имущество, в том числе земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания "мест захоронения", включая межпоселенческие (статья 50).

Таким образом, исходя из вышеприведенного законодательства, у администрации Спасского сельского поселения отсутствовала обязанность оформлять правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок расположенный по адресу: п. Спасский, ул. ***, для размещения кладбища.

В соответствии с п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены


4

указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №1 Верхнеуральского района Челябинской области от 18 июля 2017 года и решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 16 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Спасского сельского поселения подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 КоАП

РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Верхнеуральского района Челябинской области от 18 июля 2017 года и решение судьи Верхнеуральского районного суда Челябинской области от 16 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Спасского сельского поселения Верхнеуральского района Челябинской области отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях администрации Спасского сельского поселения Верхнеуральского района Челябинской области состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

областного суда

Н.В. Козлова