дело № 4а-1336/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Ставрополь 15 декабря 2017 года
Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 20 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «НПО Центр экологического сопровождения предприятий»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 №17-0/АР-41/11 от 28 апреля 2017 года юридическое лицо - ООО «НПО «Центр экологического сопровождения предприятий» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей. Вынесено представление №17-0/АР-41/11 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28 апреля 217 года.
Решением судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года указанное постановление и представление отменены, материалы дела в отношении ООО «НПО «Центр экологического сопровождения предприятий» направлены на новое рассмотрение государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 20 сентября 2017года указанное решение судьи остановлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе государственный инспектор Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 просит отменить судебные акты, дело вернуть на новое рассмотрение. Считает, что они вынесены с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
В возражениях на жалобу представитель ООО «НПО «Центр экологического сопровождения предприятий» ФИО2, просит оставить судебные акты без изменения.
Ознакомившись с доводами жалобы и возражений, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, 20 апреля 2017 года в 10 часов 30 минут по результатам проведения административного расследования от 21 марта 2017 года №17-0/АР-41 обнаружено, что юридическим лицом - ООО «НПО «Центр экологического сопровождения предприятий» допущено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно на земельном участке с кадастровым номером: 26613:060803:39, расположенном на северо-западной окраине г. Благодарного складируются отходы производства и потребления (пластиковые бутылки, ветошь, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы, навоз и другое), который не имеет водонепроницаемого покрытия и ограждения, исключающего вынос мусора за периметр территории, отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки отсутствует обособленная сеть ливнестоков и др.
По результатам рассмотрения данного дела, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о признании юридического лица ООО «НПО «Центр экологического сопровождения предприятий» виновным в совершении правонарушения, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа, а также вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Отменяя постановление, судья районного суда пришел к выводу о том, что возбуждение дела об административном правонарушении произведено административным органом с нарушением статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С указанным выводом судьи согласился и судья Ставропольского краевого суда.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, 20 апреля 2017 года должностным лицом Департамента Росприроднадзора по СКФО по результатам проведения административного расследования составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «НПО «Центр экологического сопровождения предприятий» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. При этом типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки). Отсутствие акта проверки, влечет недействительность результатов проверки.
Доказательств, подтверждающих, что акт проверки в отношении ООО «НПО «Центр экологического сопровождения предприятий» по факту допущенных нарушений земельного законодательства государственным инспектором составлялся, в материалах дела не имеется.
Следовательно, в ходе производства по делу административным органом при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения процедуры проведения проверки, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом указанных обстоятельств, судья районного суда пришел к верному выводу о направлении должностному лицу материалов дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 07 июля 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 20 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «НПО Центр экологического сопровождения предприятий» оставить без изменения.
Заместитель председателя О.А. Козлов