ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-133/2017 от 12.04.2017 Томского областного суда (Томская область)

№ 4а-133/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 апреля 2017 года г. Томск

Исполняющий обязанности заместителя председателя Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора дорожного надзора отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску Т. на вступившие в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 30.11.2016 и решение судьи Томского областного суда от 26.12.2016, вынесенные в отношении администрации муниципального образования «Город Томск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора отделения ДИиОДД УМВД России по г.Томску от 13.10.2016 № 18810370160060000435 администрация муниципального образования «Город Томск» привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 30.11.2016 постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Томского областного суда от 26.12.2016 решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 30.11.2016 оставлено без изменения, а жалоба инспектора отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску – без удовлетворения.

В настоящей жалобе государственный инспектор дорожного надзора отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску Т. просит пересмотреть вышеуказанные судебные акты. В доводах, ссылаясь на приказ Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 №402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», указывает, что устройство недостающих остановочных и посадочных площадок на автобусных остановках относится к комплексу работ капитального ремонта. Со ссылкой на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003, Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007, Устав г. Томска, Регламент работы администрации г. Томска, Положение об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 25.04.2014 №998, указывает, что данное управление является отраслевым органом администрации г. Томска, в компетенцию которого, в том числе, входит дорожная деятельность в части ремонта и содержания автомобильных дорог. Таким образом, работы по капитальному ремонту автомобильных дорог входят в компетенцию администрации г. Томска, а не Управления дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации г. Томска. Кроме того, судом установлено, что Департаменту капитального строительства администрации г. Томска денежные средства на капительный ремонт остановочных пунктов на /__/ не выделялись. Таким образом, отраслевые органы не имели возможность обустроить остановки общественного транспорта на /__/ недостающими остановочными и посадочными площадками. Со ссылкой на постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.11.2015 №309-АД15-6112, правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенную в постановлении от 09.07.2013 №3369/13, автор жалобы указывает, что субъектом данного административного правонарушения является именно администрация г. Томска, поскольку ее отраслевые органы не наделены статусом органа местного самоуправления.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что постановлением государственного инспектора отделения ДИиОДД УМВД России по г.Томску от 13.10.2016 № 18810370160060000435 администрация Города Томска привлечена к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ за отсутствие линий горизонтальной дорожной разметки, отсутствие элементов обустройства остановочных пунктов, нарушение размещения элементов обустройства автомобильной дороги на /__/ (на участке от /__/ до /__/).

Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 25.11.2014), устройство недостающих остановочных и посадочных площадок на автобусных остановках относится к виду работ при капитальном ремонте автомобильных дорог (абз. «в» подп. 4 п. 3).

В соответствии с пунктами 1-4 статьи 39 Устава Города Томска администрация Города Томска формируется Мэром в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Структура (перечень органов) администрации утверждается Думой Города Томска по представлению Мэра. В структуру (перечень органов) администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, которые могут быть наделены полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 38 настоящего Устава. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации могут обладать правами юридического лица. Основаниями для государственной регистрации органов администрации в качестве юридических лиц являются решение Думы об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение по представлению Мэра положения о нем. Органы администрации Города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации.

Решением Думы г. Томска от 30.10.2007 N 683 (ред. от 02.08.2016) "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 N 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положений об органах администрации" утверждены Положение о департаменте капитального строительства администрации Города Томска и Положение об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска.

В соответствии с подп. 1 п. 9, подп. 1, 2 п. 11 Положения об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска предметом его деятельности является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Томск" и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска осуществляет функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, в частности осуществляет ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Томск", включая контроль за качеством выполняемых работ, обеспечивает безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального образования "Город Томск" (разработка схемы организации дорожного движения, устройство, ремонт и содержание элементов обустройства автомобильных дорог).

Согласно подп. 2.1 п. 2, подп. 3.4 п. 3 Положения о департаменте капитального строительства администрации Города Томска предметом деятельности департамента является обеспечение в рамках своей компетенции решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Город Томск", а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в части проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог); при осуществлении своих функций Департамент капитального строительства администрации Города Томска выступает в установленном порядке заказчиком (заказчиком-застройщиком) на выполнение изыскательских и научно-исследовательских работ, работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту муниципальных объектов капитального строительства, в том числе объектов внешнего благоустройства, коммунального назначения и инженерной инфраструктуры (автомобильных дорог).

В соответствии с п.4 Положения об управлении дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска и п. 1.4 Положения о департаменте капитального строительства администрации Города Томска указанные органы местного самоуправления являются юридическими лицами, обладают обособленным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, имеют смету, лицевые и иные предусмотренные действующим законодательством счета, печать установленного образца со своим наименованием, а также другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, бланки и штампы, от своего имени приобретают и осуществляют имущественные и иные права, несут обязанности, выступают истцами и ответчиками в судах в пределах своей компетенции.

При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что администрация города Томска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ), правильны, в связи с чем на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения административное дело в отношении администрации Города Томска обоснованно прекращено.

Ссылка автора жалобы на постановления Верховного суда РФ и Президиума Высшего арбитражного суда РФ не может быть принята во внимание, поскольку правовая позиция, заявленная в указанных актах, не учитывает особенности настоящего дела, обстоятельства, установленные судебными инстанциями.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Томского областного суда

постановил:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Томска от 30.11.2016 и решение судьи Томского областного суда от 26.12.2016, вынесенные в отношении администрации муниципального образования «Город Томск» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу государственного инспектора дорожного надзора отделения ДИиОДД УМВД России по г. Томску Т. – без удовлетворения.

Исполняющий обязанности заместителя

председателя Томского областного суда С.А. Воротников