ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-134 от 18.04.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

4а-134

город Казань 18 апреля 2019 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Беляев М.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 августа 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 5 сентября 2018 года, вынесенные в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя начальника ОГИБДД Управления МВД России по городу Набережные Челны от 22 мая 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 августа 2018 года и решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 5 сентября 2018 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ФИО1 просит состоявшиеся по делу акты отменить и производство по делу прекратить.

Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы свидетельствуют об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее по тексту – тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 года № 1213 разработка и утверждение требований к тахографам, категорий и видов оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы поручены Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, а разработка и утверждение порядка оснащения транспортных средств тахографами – Министерству транспорта Российской Федерации единолично.

Во исполнение упомянутого постановления Министерством транспорта Российской Федерации изданы приказы от 13 февраля 2013 года № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее по тексту – Приказ № 36) и от 21 августа 2013 года № 273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (далее по тексту – Приказ № 273).

Как видно из Порядка оснащения транспортных средств тахографами, утвержденного Приказом № 273 (далее по тексту – Порядок оснащения транспортных средств тахографами), обеспечение транспортных средств тахографами вызвано необходимостью повышения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, защиты жизни и здоровья граждан, усиления контроля за соблюдением водителями установленных режимов труда и отдыха.

Согласно Приложению № 2 к Приказу № 36 тахографами подлежат оснащению следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);

транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);

транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);

транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3).

Исключение составляют транспортные средства, перечисленные в абзацах 8-17.

В соответствии с пунктом 3 Порядка оснащения транспортных средств тахографами оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении № 2 к приказу Минтранса России № 36 после слов «за исключением», следует произвести:

автобусов категорий М2 и М3, используемых для перевозки пассажиров (за исключением транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112), - до 1 июля 2014 года;

транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов, - до 1 апреля 2014 года;

транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн (за исключением транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов), предназначенных для междугородных перевозок, - до 1 июля 2014 года;

транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 сентября 2014 года;

транспортных средств категории N2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным, - до 1 апреля 2015 года;

транспортных средств категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенных организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 года техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), за исключением технических средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, не обеспечивающих регистрацию информации на картах тахографа, изготовленных в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и соответствующих требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к приказу Минтранса России № 36), или требованиям ЕСТР (далее - аналоговые контрольные устройства), - до 1 января 2018 года;

транспортных средств категорий N2, N3, M2 и M3, оснащенных мастерскими до вступления в силу настоящего Порядка техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, отвечающими требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720, за исключением аналоговых контрольных устройств, - до 1 января 2018 года;

транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, - до 1 июля 2016 года;

транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, - до 1 июля 2018 года;

транспортных средств категорий М2, М3, осуществляющих городские регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, - до 1 июля 2019 года.

Пункт 4 Порядка оснащения транспортных средств тахографами указывает на то, что оснащение транспортного средства тахографом обеспечивается владельцем транспортного средства и осуществляется мастерской, сведения о которой в соответствии с Правилами использования тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденными приказом Минтранса России № 36 (приложение № 3 к приказу), включены федеральным бюджетным учреждением «Агентство автомобильного транспорта» в перечень сведений о мастерских.

Как видно из материалов дела, ФИО1 подвергнут административной ответственности за то, что 2 апреля 2018 года в 22 часа 45 минут на 16 километре автомобильной дороги Борма – Кошки – Погрузная, осуществляя коммерческую перевозку груза в виде АБС пластика, управлял грузовым транспортным средством «АФ»-77E3BJ с государственным регистрационным знаком .... и разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны, неоснащенным техническим средством контроля (тахографом).

Приведенные события подтверждаются собранными административным органом доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении; рапорт инспектора ДПС; фотокопии свидетельства о регистрации транспортного средства, водительского удостоверения на имя ФИО1, транспортной накладной и страхового полиса; копия паспорта транспортного средства.

В соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечисленные доказательства были тщательно и всесторонне исследованы нижестоящими инстанциями и с учетом положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно признаны отвечающими предъявляемым к ним критериям допустимости, достоверности и относимости к настоящему делу.

Собранных доказательств достаточно для установления всех юридически значимых обстоятельств, определенных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе события административного правонарушения, места и времени совершения административного правонарушения, лица, совершившего административное правонарушение, его вины в совершении административного правонарушения.

Убеждая суд в своей невиновности, автор жалобы ссылается на то, что транспортное средство, на котором он осуществлял перевозку груза, не нуждалось в оснащении тахографом, поскольку было выпущено в обращение в тот период, когда такое требование к нему не предъявлялось.

Однако такое суждение ошибочно, связано с неверным толкованием норм материального права.

По смыслу вышеприведенного правового регулирования транспортные средства, вовлеченные в перевозку пассажиров и грузов, должны быть обеспечены тахографами вне зависимости от года их выпуска и особенностей конструкции.

Для плавного перехода к новым требованиям законодатель для каждой категории транспортных средств установил свои сроки установки средств контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

Технические параметры, указанные в свидетельстве о регистрации транспортного средства, которым управлял ФИО1, позволяют заключить, что оно относится к категории N2.

Принимая во внимание, что упомянутый автомобиль использовался в коммерческой деятельности, о чем свидетельствует копия товарной накладной и характер перевозимого груза, в силу приказа № 273 он должен был быть оснащен тахографом до 1 апреля 2015 года.

Однако ФИО1, выполняя обязательства по перевозке груза, изложенное не учел и приступил к управлению грузовым автомобилем без тахографа.

Такая деятельность публично порицаема и влечет административно-деликтную ответственность по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, указывающих на то, что управляемое ФИО1 транспортное средство относится к категории транспортных средств, не нуждающихся в обязательном оснащении тахографами и перечисленных в абзацах 8-17 Приложения № 2 к Приказу № 36, из материалов дела не усматривается.

То обстоятельство, что транспортное средство, на котором осуществлялась коммерческая перевозка грузов, не принадлежало ФИО1 на праве собственности, не исключает его из сферы ответственности за эксплуатацию транспортных средств, относящихся к одной из категорий, указанных в Приложении № 2 к Приказу № 36, без тахографа.

Так, из диспозиции части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона состава указанного в ней административного правонарушения наряду с иными действиями выражается и в управлении транспортным средством без технического средства контроля (тахографа), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Изложенное означает, что субъектом данного административного правонарушения может являться и лицо, управляющее транспортным средством без тахографа.

Не имеет под собой объективных оснований и суждение заявителя об отсутствии в материалах дела копий свидетельства о регистрации транспортного средства, водительского удостоверения и товарной накладной.

В ходе разрешения жалобы отмеченные документы имелись в наличии и были представлены для исследования.

При таком положении субъекты административной юрисдикции правомерно и обоснованно нашли обвинение, выдвинутое против ФИО1, состоятельным и правильно квалифицировали содеянное им по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иные доводы жалобы не имеют правового значения и не ставят под сомнение выводы нижестоящих инстанций, к которым они пришли по результатам рассмотрения дела.

ФИО1 привлечен к административной ответственности за указанное правонарушение в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел. Административное наказание назначено ему в соответствии с санкцией части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное свидетельствует о том, что решение судьи городского суда и решение судьи вышестоящей инстанции являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 9 августа 2018 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 5 сентября 2018 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан М.В. Беляев