№ 4а-1346/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Иркутск 6 сентября 2019 г.
Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу генерального директора ПАО «Иркутскэнерго» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление № 38/12-1719-18-И/4 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21 декабря 2018 г., решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 3 апреля 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 25 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Иркутскэнерго»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением № 38/12-1719-18-И/4 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21 декабря 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 3 апреля 2019 г. и решением судьи Иркутского областного суда от 25 июня 2019 г., ПАО «Иркутскэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В поданной в Иркутский областной суд жалобе генеральный директор ПАО «Иркутскэнерго» ФИО1 просит отменить постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21 декабря 2018 г., решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 3 апреля 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 25 июня 2019 г., считая их незаконными и необоснованными, прекратить производство по делу.
Потерпевший Б. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещен о подаче генеральным директором ПАО «Иркутскэнерго» ФИО1 жалобы. Возражения на жалобу в установленный срок не представлены. Известить представителей потерпевших: супругу погибшего Б. – Б., сына погибшего К. – К. о подаче генеральным директором ПАО «Иркутскэнерго» ФИО1 жалобы не представляется возможным, в связи с отсутствием в материалах дела сведений об их месте жительства.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, материалы судебного дела по жалобам, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в период времени с 13 апреля 2018 г. по 27 апреля 2018 г. на основании распоряжения от 5 апреля 2018 г. должностными лицами Государственной инспекции труда в Иркутской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении Ново-Иркутская ТЭЦ филиала ПАО «Иркутскэнерго». Поводом к проведению проверки послужило письменное обращение Б. от 28 марта 2018 г. (вх. № 38/7-1118-18-05) о нарушении его трудовых прав, выразившихся в невыдаче в трехдневный срок после завершения расследования группового несчастного случая со смертельным исходом Акта формы Н-1.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 27 апреля 2018 г. № 38/12-1719-18-И, согласно которому в действиях ПАО «Иркутскэнерго» выявлены нарушения требований статей 230, 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации, выразившиеся в нарушении срока выдачи утвержденного работодателем акта о несчастном случае на производстве пострадавшим.
Нарушение требований статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации послужило основанием для составления 10 мая 2018 г. главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Иркутской области в отношении ПАО «Иркутскэнерго» протокола № 38/12-1719-18-И/1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21 декабря 2018 г. № 38/12-1719-18-И/4 ПАО «Иркутскэнерго» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует постановления должностного лица, 22 января 2018 г. с работниками Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО «Иркутскэнерго» Б., Б. и К. произошел групповой несчастный случай со смертельным исходом. С 26 января 2018 г. по 19 марта 2018 г. комиссией в составе 11 человек под председательством главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области проведено расследование данного несчастного случая, по итогам которого 19 марта 2018 г. членами комиссии подписаны акт по форме 4 и акт формы Н-1 о несчастном случае на производстве за №№ 1-1/2018, 1-2/2018, 1-3/2018 на каждого потерпевшего. Однако в нарушение положений абзаца 5 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации акт формы Н-1 утвержден работодателем в лице директора филиала ПАО «Иркутскэнерго» Ново-Иркутская ТЭЦ только 27 марта 2018 г. и вручен потерпевшему Б., а также близким родственникам погибших работников Б. и К. 28 марта 2018 г., в то время как ПАО «Иркутскэнерго» обязано было выдать акт формы Н-1 пострадавшим в срок по 22 марта 2018 г. включительно.
Проверяя законность и обоснованность постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21 декабря 2018 г. № 38/12-1719-18-И/4, судьи первой и второй инстанций пришли к выводу о том, что нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену обжалуемого постановления, по делу не допущено, что должностное лицо Государственной инспекции труда в Иркутской области, исследовав доказательства в их совокупности, обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ПАО «Иркутскэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица Государственной инспекции труда в Иркутской области, поддержанными судебными инстанциями, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок проведения расследования несчастных случаев.
В соответствии с абзацем 5 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации после завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью.
Согласно части 6 статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию.
Согласно пункту 26 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73 несчастные случаи, квалифицированные комиссией или государственными инспекторами труда, проводившими их расследование, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме 2, предусмотренной приложением № 1 к настоящему Постановлению (акт формы Н-1).
Акты формы Н-1 подписываются всеми членами комиссии, проводившими в установленном порядке расследование несчастного случая.
Оформленные и подписанные акты о расследовании несчастного случая и (или) составленные в установленных случаях (пункт 26 настоящего Положения) акты формы Н-1 вместе с материалами расследования направляются председателем комиссии или государственным инспектором труда, проводившим расследование, для рассмотрения работодателю (его представителю), с которым в момент несчастного случая фактически состоял в трудовых отношениях пострадавший либо в производственной деятельности которого он участвовал, обеспечивающему учет данного несчастного случая на производстве.
Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве (по несчастным случаям, упомянутым во втором абзаце пункта 9 либо происшедшим в учреждениях, указанных в подпункте «в» пункта 15 настоящего Положения, - после получения материалов расследования) обязан выдать один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью (при наличии печати) акта формы Н-1 пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - доверенным лицам пострадавшего (по их требованию).
Из приведенных норм следует, что акт формы Н-1, подписанный всеми членами комиссии по расследованию несчастного случая на производстве, направляется для утверждения работодателю.
Привлекая ПАО «Иркутскэнерго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Государственной инспекции труда в Иркутской области исходило из того, что акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 подписан членами комиссии 19 марта 2018 г., соответственно работодатель обязан был выдать потерпевшим экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве в трехдневный срок, то есть по 22 марта 2018 г. включительно.
Данные выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При пересмотре дела об административном правонарушении по жалобе законного представителя ПАО «Иркутскэнерго» судьей районного суда в качестве свидетелей были допрошены члены комиссии по расследованию группового несчастного случая со смертельным исходом.
Из показаний свидетеля П. следует, что в марте 2018 г. он работал в должности государственного инспектора по надзору за теплоэлектростанциями и теплоэнергоустановками Енисейского Управления Ростехнадзора. В состав комиссии по расследованию несчастного случая включен по ходатайству потерпевших. На последнем заседании комиссии 19 марта 2018 г. он присутствовал, но акты не подписывал, в них вносились правки. Уточнил, что не помнит, подписывал или нет на последнем заседании комиссии какой-нибудь акт (л.д. 187).
Свидетель С. показала, что в марте 2018 г. занимала должность главного специалиста отдела труда администрации г. Иркутска. Она принимала участие в расследовании несчастного случая с января по март 2018 г. Последнее заседание комиссии состоялось в конце марта 2018 г., она на нем присутствовала, нескольких членов комиссии не было. На последнем заседании акт по форме 4 был готов в окончательном варианте, она этот акт подписала. Акт формы Н-1 подписала позже, чем 19 марта 2018 г., ей привезли его для подписания по месту работы специалисты ПАО «Иркутскэнерго» (л.д. 198).
Свидетель Я показал, что участвовал в расследовании несчастного случая с февраля 2018 г. На заседании комиссии 19 марта 2018 г. ставили на обсуждение все значимые вопросы, решали голосованием. Обстоятельства несчастного случая были установлены, разногласия имелись только в части оценки этих обстоятельств, наличия вины тех или иных лиц, на последнем заседании обсуждали раздел шестой. Путем голосования большинством голосов 19 марта 2018 г. было определено содержание акта по форме 4, который был изготовлен и подписан всеми присутствующими 19 марта 2018 г., за исключением отсутствующих на заседании членов комиссии Г., Г. и А.. Акт формы Н-1 изготавливался 20 и 21 марта 2018 г., 21 марта 2018 г. эти акты увезли в ГИТ, потом еще три дня возили на подписание другим членам комиссии. Особое мнение официально изложил только специалист Ростехнадзора, о чем он и указал в акте. Подпись в акте формы Н-1 датирована им 19 марта 2018 г. по просьбе председателя комиссии (л.д. 199).
Свидетель А. показала, что принимала участие в расследовании несчастного случая с конца января 2018 г., с ее участием прошли 4 заседания. На последнем заседании подписывали акт по форме 4. Акт формы Н-1 она подписала позже, чем 19 марта 2018 г., поскольку он изготовлен не был. На подписание данный акт ей привезли представители ПАО «Иркутскэнерго». Указала также, что датировала свою подпись в акте формы Н-1 19 марта 2018 г. в качестве уступки работодателю (л.д. 200).
Свидетель П. показал, что в марте 2018 г. занимал должность главного тех. инспектора труда Иркутской областной организации профсоюзов. В январе 2018 г. комиссия была сформирована, проводились заседания до марта 2018 г., последнее заседание было проведено 19 марта 2018 г. Члены комиссии подписали акт по форме 4, акт формы Н-1 изготовлен не был, в связи с чем он его подписал 20 или 21 марта 2018 г. Указал дату подписания в акте 19 марта 2018 г., поскольку работодатель должен был к этому дню подготовить акт (л.д. 201).
Свидетель Г. показал, что принимал участие в расследовании несчастного случая с января по март 2018 г. Последнее заседание комиссии было проведено 19 марта 2018 г., он присутствовал на этом заседании до 16 часов, потом ушел, на заседании остался его подчиненный В.. Члены комиссии обсуждали акт по форме 4, вносили корректировки. К 19 марта 2018 г. все обстоятельства несчастного случая были расследованы, материалы собраны, заседания проводили только с целью обсуждения содержания акта и приложенных материалов. Акт по форме 4 он подписал 20 марта 2018 г., в этот же день составили акт формы Н-1, на подписание членам комиссии акт отвозили 21 марта 2018 г. К 22 марта 2018 г. акт формы Н-1 был подписан всеми членами комиссии - последним подписал П.. Поставить дату подписания акта 19 марта 2018 г. его просил К. (л.д.202).
Свидетель А. показал, что приказом работодателя ПАО «Иркутскэнерго» был включен в состав комиссии по расследованию несчастного случая. Участвовал в двух заседаниях комиссии, последнее заседание состоялось 19 марта 2018 г. Акт по форме 4 он подписывал 19 марта 2018 г., все присутствующие на заседании этот акт также подписали. Акт формы Н-1 он в этот день не подписывал. Данный акт подписал в последующие дни, дату не помнит, датировал подписание акта формы Н-1 19 марта 2019 г. по указанию руководства (л.д. 204).
Свидетель Г. показал, что он как представитель ПАО «Иркутскэнерго» принимал участие в расследовании несчастного случая. Последнее заседание состоялось 19 марта 2018 г., он ушел с заседания после 14 часов. Акт готов не был, так как не было единого мнения по его оформлению, в него вносились изменения. Акт по форме 4 он подписал 20 марта 2018 г., указав на особое мнение. Акт формы Н-1 был подписан 21 или 22 марта 2018 г., этот акт готовил Г.. Он датировал подписание акта формы Н-1 по просьбе председателя комиссии 19 марта 2018 г. Эту просьбу председателя комиссии ему передали Г. и Я. (л.д. 203).
Свидетель Н. показал, что работает в ПАО «Иркутскэнерго» в профорганизации, принимал участие в расследовании несчастного случая с середины февраля 2018 г. Последнее заседание было проведено 19 марта 2018 г., к этому заседанию был изготовлен только акт по форме 4, члены комиссии его обсуждали. 19 марта 2018 г. все присутствующие на заседании комиссии подписали акт по форме 4, особое мнение было у представителя технадзора. Акт по форме Н-1 подписал 21 или 22 марта 2018 г., поставил дату 19 марта 2018 г. по указанию председателя комиссии. Акт формы Н-1 на подписание ему передавал сотрудник ПАО «Иркутскэнерго» В.. Уточнил, что К. сказал всем членам комиссии ставить дату подписания акта 19 марта 2018 г., поскольку акты должны быть составлены этой датой (л.д. 205).
Свидетель П. показал, что принимал участие в расследовании несчастного случая, на последнем заседании 19 марта 2018 г. присутствовал. 19 марта 2018 г. подписал акт по форме 4, акт формы Н-1 подписал через 2 дня, 21 или 22 марта 2018 г., поставил в акте Н-1 дату подписания 19 марта 2018 г. по просьбе К., переданной Г.. 19 марта 2018 г. особое мнение было только у представителя Ростехнадзора, он о своем особом мнении заявил 20 марта 2018 г. при обсуждении с коллегами Н., Я., Г. (л.д. 206).
Таким образом, из показания указанных свидетелей однозначно следует, что акт о расследовании несчастного случая на производстве по форме 4 составлен 19 марта 2018 г., однако в указанную дату был подписан не всеми членами комиссии. Акт о несчастном случае на производстве формы Н-1 по состоянию на 19 марта 2018 г. изготовлен не был и соответственно членами комиссии по расследованию несчастного случая на производстве не подписан.
Показания свидетелей П., Н., Г., А., Г., П., А., Я, С., П. последовательны, непротиворечивы, получены с соблюдением требований КоАП РФ. Свидетелям были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации, они предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 указанного Кодекса. Оснований не доверять показаниям данных свидетелей не имеется.
С учетом того, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что фактически 19 марта 2018 г. акт формы Н-1 изготовлен и подписан членами комиссии по расследованию несчастного случая не был, то он не мог быть направлен в указанную дату на утверждение работодателю.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с отсутствием у работодателя ПАО «Иркутскэнерго» 19 марта 2018 г. подписанного всеми членами комиссии по расследованию несчастного случая на производстве акта формы Н-1 он не имел возможности утвердить его 20 марта 2018 г. и вручить пострадавшим в срок по 22 марта 2018 г. включительно, как на то указано в постановлении должностного лица о привлечении общества к административной ответственности.
27 марта 2018 г. акт о несчастном случае на производстве формы Н-1, подписанный всеми лицами, проводившими расследование, утвержден работодателем и заверен печатью, следовательно, обязанность по вручению вышеуказанных актов должна была быть исполнена работодателем не позднее 30 марта 2018 г.
Экземпляры Акта были вручены работодателем пострадавшему Б., жене погибшего Б.- Б., сыну погибшего К. - К. 28 марта 2018 г., то есть в течение одних суток после утверждения акта о несчастном случае, что соответствует требованиям статьи 230 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 30 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73.
При указанных обстоятельствах должностным лицом административного органа и судьями обеих инстанций при рассмотрении дела не выполнены требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, выводы о виновности работодателя ПАО «Иркутскэнерго» не основаны на имеющихся в деле доказательствах, приведенные показания свидетелей не получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с частями 1, 2 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из части 3 статьи 25.2 указанного Кодекса, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Несмотря на то, что основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось нарушение прав супруги погибшего Б. – Б., сына погибшего К. – К. на своевременное получение акта о несчастном случае на производстве формы Н-1, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, о месте и времени рассмотрения дела они не извещались. Сведения, которые могли бы свидетельствовать об обратном, в материалах дела отсутствуют.
Данное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволило потерпевшим Б., К. реализовать свое право на участие в рассмотрении дела должностным лицом и в судебном заседании при пересмотре постановления о привлечении к административной ответственности.
Доводы жалобы относительно нарушения судьей районного суда процессуальных требований, установленных подпунктом 6 пункта 2 статьи 30.6 и пунктом 2 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что оспоренные акты признаны незаконными по вышеназванным процессуальным основаниям, не принимаются во внимание.
С учетом изложенного постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21 декабря 2018 г. № 38/12-1719-18-И/4, решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 3 апреля 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 25 июня 2019 г. законными и обоснованными не являются, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
жалобу генерального директора ПАО «Иркутскэнерго» ФИО1 удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области от 21 декабря 2018 г. № 38/12-1719-18-И/4, решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 3 апреля 2019 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 25 июня 2019 г., вынесенные в отношении ПАО «Иркутскэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Иркутского областного суда С.А. Черткова