Судья – Лисовская В.В.
Судья – Тотьмянина Е.И.
44а-1349/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Пермь 17.11.2016
Заместитель председателя Пермского краевого суда Нечаева Н.А., рассмотрев жалобу министра транспорта Пермского края З., поданную защитником Аликиной Ю.А. на постановление заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края К. от 13.04.2016, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 01.08.2016, решение судьи Пермского краевого суда от 15.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении министра транспорта Пермского края З.,
установил:
Постановлением заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края К. от 13.04.2016 министр транспорта Пермского края З. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. (адм. дело л.д.4-12).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 01.08.2016 вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалобе министра транспорта Пермского края З. – без удовлетворения (адм. материал л.д.116-120).
Решением судьи Пермского краевого суда от 15.09.2016 решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 01.08.2016 оставлено без изменения, жалоба министра транспорта Пермского края З. – без удовлетворения (адм. материал л.д.159-163).
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 29.09.2016, заявитель просит отменить постановление должностного лица, состоявшиеся судебные акты, как незаконные и необоснованные, прекратить производство по делу.
Дело об административном правонарушении и административный материал истребованы 06.10.2016, поступили в Пермский краевой суд 20.10.2016.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены судебных постановлений не нахожу.
В силу ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Пункт 1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 2 статьи 78 БК РФ закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Согласно пункту 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, субсидии юридическим лицам выдаются в соответствие с положениями статьи 78 БК РФ при строгом соблюдении установленных в нормативном правовом акте порядка, срока и условий предоставления субсидии.
Постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2013 №254-п утвержден Порядок предоставления субсидии за счет средств бюджета Пермского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения и норматив бюджетной субсидии на возмещение части затрат, связанных с осуществлением перевозок пассажиров водным транспортом пригородного сообщения в расчете на 1 км в разрезе каждого маршрута, а также планируемый объем транспортной работы в целях обеспечения минимальной потребности населения Пермского края в перевозках водным транспортомпригородного сообщения (далее – Порядок).
В соответствии с п.5.2. Порядка (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения), субсидия предоставляется по результатам отбора. Сумма субсидий по маршрутам не может превышать размера бюджетных ассигнований, установленных законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно п.5.3 порядка условиями предоставления субсидии являются: отсутствие обстоятельств, указанных в абзацах четвертом-восьмом пункта 4.11 настоящего Порядка: выявление недостоверных сведений, указанных в представленных документах; превышение размера субсидии над размером, указанным в извещении; снижение объема транспортной работы (в рейсооборотах и километрах пробега судна) над значениями, указанными в извещении; несоответствие класса, проекта и пассажировместимости судна классу, проекту и пассажировместимости, указанным в извещении.
Заключение договора между министерством и перевозчиком, в котором должны быть предусмотрены:
цели, условия, сроки предоставления субсидии, а также ее размер;
обязательства перевозчика о соблюдении требований министерства к объему транспортной работы, классу, проекту и пассажировместимости судна, сроки и формы представления перевозчиком отчетности о результатах выполнения условий предоставления субсидии;
порядок возврата перевозчиком субсидии в бюджет Пермского края в случае нарушения перевозчиком условий, установленных настоящим порядком;
согласие на осуществление министерством, предоставившим субсидии, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий (п.5.3.2 Порядка).
Как следует из материалов дела, в марте 2015 года Министерством транспорта Пермского края (далее-Министерство) проведен отбор юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на право заключения договора на возмещение за счет средств бюджета Пермского края части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения по маршруту в 2015 году (далее - отбор).
Для участия в отборе 24.03.2015 в Министерство поступила одна заявка от ИП К1., по результатам рассмотрения которой согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в отборе от 31.03.2015 №1 данная заявка признана соответствующей требованиям, условиям Порядка №254-п и документации отбора.
08.04.2015 между Министерством, в лице министра З. и ИП К1. заключен договор № ** на возмещение за счет средств бюджета Пермского края части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным, транспортом пригородного сообщения по маршруту «Сылва-Троица-Сылва» в 2015 году на сумму 3 976 204,80 рублей.
По условиям пункта 1.1 договора ИП К1. обязуется оказать услуги по перевозке пассажиров водным транспортом пригородного сообщения в 2015 году по маршруту «Сылва - Троица - Сылва» разъездным теплоходом «Штиль» и несамоходным паромом «К-2406» в соответствии с техническим заданием, разработанным ИП К1. и согласованным с Министерством графиком движения.
После оказания услуги ИП К1. представляет в Министерство документы, установленные в разделе 6 договора, необходимые для возмещения части затрат, за счет средств бюджета Пермского края связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров водным транспортом пригородного сообщения в 2015 году по маршруту, в числе которых в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 6.1.4 договора от 08.04.2015 необходимо наличие копии судового журнала, подлежащий представлению ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Во исполнение указанных пунктов договора ИП К1. представил Министерству акты оказанных услуг от 15.06.2015 №1, 13.07.2015 №2, 05.08.2016 №3, 15.09.2016 №4. Акты подписаны Министерством в лице министра транспорта Пермского края З. без замечаний.
Возмещение части затрат за счет средств бюджета Пермского края, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения осуществлено Министерством путем перечисления денежных средств на расчетный счет ИП К1., следующими платежными поручениями: от 15.05.2015 № ** на сумму 1 192861,44 руб., 19.08.2015 № ** в сумме 662 700,80 руб., 04.09.2015 №** в сумме 13 643,84 руб., 24.09.2015 № ** в сумме 662 700,80 руб.
В связи с обращением гражданки Х., на основании приказа Министерства финансов Пермского края от 05.10.2015 «О проведении внеплановой проверки» в Министерстве транспорта Пермского края с 6 по 23 октября 2015 года проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в части законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности при использовании средств бюджета Пермского края, выделенных на предоставление субсидии перевозчикам на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения по маршруту Сылва – База отдыха – Быковка – ФИО1 – Сухой лог – Троица – п.Ильича – Кокшарово – Лысманово – Сылва, по результатам которой оформлен акт внеплановой проверки от 16.11.2015 №225.
Проверкой установлено, что в нарушение пунктов 1.1, 5.1.4 договора от 08.04.2015 ИП К1. без согласования с Министерством изменен график и расписание движения судна, нарушен порядок сдачи документов, необходимых к возмещению оплаты оказанных услуг, вчасти ежемесячного предоставления копии судового журнала.
В нарушении пунктов 5.2 договора от 08.04.2015 в отсутствие неполного комплекта документов, предъявленных к оплате, в части непредставления копии судового журнала Министерство не направило ИП К1. отказ от приемки результатов оказанных услуг.
В нарушении пунктов 6.1 Порядка №254-п, пунктов 4.4.1 договора от 08.04.2015 Министерством не проводилась обязательная проверка соблюдения ИП К1. условий, целей и порядка предоставления субсидий.
В результате несоблюдения указанных требований, Министерством не выявлены допущенные нарушения ИП К1. при исполнении договора, не применены меры, направленные на приостановление выплат субсидии, установленные в пункте 2.6 договора от 08.04.2015.
Должностным лицом Министерства допущено нарушение условий предоставления субсидий за счет средств бюджета Пермского края на возмещение части затрат, связанных с перевозкой пассажиров водным транспортом пригородного сообщения по маршруту «Сылва-Троица-Сылва», выразившееся в приемке и оплате результатов оказанных услуг, при отсутствии обязательных к представлению отчетных документов в сумме 2531906,88 руб.
Данный факт послужил основанием для составления заместителем министра, начальником контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края К. протокола об административном правонарушении от 24.03.2016, предусмотренном ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и привлечения министра транспорта Пермского края З., как должностного лица, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, к административной ответственности.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами,
дело №**:
- актом внеплановой проверки №228 от 16.11.2015 (л.д.82-87);
- протоколом об административном правонарушении от 24.03.2016 (л.д.41-45);
- постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 13.04.2016 (л.д.4-12);
- договором №1 на оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом пригородного сообщения от 08.04.2015 Л.д.189-197);
- платежными поручениями (л.д.53-59);
- письмом из ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» (л.д.63) и другими собранными по делу доказательствами.
Выводы административного органа и судебных инстанций о наличии в действиях министра Пермского края З. состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП
РФ, достаточно полно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судебными инстанциями и получили надлежащую оценку в судебных актах в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, доводы жалобы министра транспорта Пермского края З. о том, что в его действиях отсутствует состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, являются необоснованными и направлены на переоценку доказательств по делу, основания для которой отсутствуют, и не влекут отмену состоявшихся по делу актов, так как не опровергают правильные выводы судебных инстанций о наличии в действиях министра Пермского края З. состава вмененного ему административного правонарушения.
Учитывая, что должностное лицо З. без учета требований ст.78 БК РФ и Порядка №254-п предоставил ИП К1. субсидию на возмещение части затрат по осуществлению перевозок, вывод суда о нарушении министром транспорта Пермского края порядка предоставления субсидии является правильным, довод заявителя о нарушении норм бюджетного законодательства - несостоятельным.
Отсутствие у министра транспорта Пермского края возложенной законом обязанности по проведению проверки соблюдения предпринимателем условий, целей и порядка предоставления субсидии не освобождает его от обязанности анализировать документы необходимые в силу закона для получения субсидии.
Довод о том, что проверка Министерством финансов проводилась за период с мая по август 2015 год, и на момент проверки навигационный период не был завершен, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с установленными обстоятельствами и переоценке доказательств, являлись предметом проверки должностного лица административного органа, судей районного и краевого суда. Учитывая, что установленные обстоятельства соответствуют фактическим, что подтверждается материалами дела, нарушений закона при оценке доказательств не допущено, доводы защитника повлечь отмену постановления и решений не могут.
На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении министра транспорта Пермского края З. не установлено.
Административное наказание назначено министру транспорта Пермского края с учетом обстоятельств и характера совершенного им административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечении к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление заместителя министра, начальника контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Пермского края от 13.04.2016, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 01.08.2016 и решение судьи Пермского краевого суда от 15.09.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра транспорта Пермского края З. – оставить без изменения, жалобу защитника Аликиной Ю.А. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пермского краевого суда подпись