ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-135/17 от 04.05.2017 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

4а-135/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Якутск 4 мая 2017 года

И.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Васильева В.Г., рассмотрев жалобу представителя Окружной администрации города Якутска - Аксёнова А.С. об отмене постановления мирового судьи по судебному участку № 42 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 23 января 2017 года, решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2017 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Окружной администрации города Якутска

установила:

Постановлением мирового судьи по судебному участку № 42 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 23 января 2017 года Окружная администрация города Якутска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2017 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба представителя Окружной администрации города Якутска Аксёнова А.С. – без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Саха (Якутия), представитель Окружной администрации города Якутска Аксёнов А.С. просит отменить судебные акты, освободить Окружную администрацию города Якутска от административной ответственности. В обоснование указывает, что проверка проведена незаконно, нарушены положения ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проверяемое лицо не было уведомлено о сроках проверки, причинах, целях и задач. Окружная администрация не уклонялась от исполнения требований Прокуратуры г. Якутска. Здание Окружной администрации построено в 1972 году, в нем не проводились реконструкция или капитальный ремонт, потому вмененные положения закона на него не распространяются. Указанное здание не находится на балансе Окружной администрации города Якутска, а находится на балансе МКУ «Управление делами» ГО «Город Якутск».

Определением и.о. заместителя председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 2017 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении Окружной администрации города Якутска, которое поступило в суд 11 апреля 2017 года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи, решение судьи городского суда подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на органы государственной власти и местного самоуправления, на организации независимо от их организационно-правовой формы возложена обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В соответствии с требованиями п. п. 4.1.12, 5.1.4, 5.1.5, 5.2.3, 5.5.8, 7.1.8 Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой; наружные двери, доступные для маломобильных групп населения, могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.; прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м. и шириной не менее 0,2 м., расположенную на уровне не ниже 1,2 м. и не выше 1,5 м. от поверхности пешеходного пути; участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м. перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворот коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Рекомендуется предусматривать световые маяки; информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,3 до 1,4 м.; при входах в здания массового посещения для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движении на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Согласно ст. 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 7 ноября 2016 года в ходе проведения проверки прокуратурой г. Якутска выявлено, что Окружная администрация города Якутска, являясь органом местного самоуправления, не создала условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание Окружной администрации города Якутск, расположенное по адресу: г. Якутск, просп. Ленина, 15, тем самым уклонилась от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Выявленные нарушения выразились в следующем: отсутствует задержка автоматического закрывания дверей; высота порога превышает установленную норму; на прилегающей территории учреждения, а также внутри учреждения отсутствуют тактильные дорожки/дорожные покрытия для указания направления движения; на входной двери отсутствует контрастная маркировка; отсутствует пандус на 1 этаже; на дверях кабинетов отсутствуют контрастные и рельефные (шрифт Брайля) таблички; узкие проходы в санузлы.

Факт совершения Окружной администрацией города Якутска административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д. 5-8), актом проверки от 7 ноября 2016 года, фотографиями (л.д. 11-15), объяснениями представителя Окружной администрации города Якутска И., из которых следует, что выявленные нарушения имеются в силе недостаточности финансирования, с нарушениями маркировки на двери и ступеней согласны, вину в правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ признают (л.д. 19, 22).

Указанные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, оценивались мировым судьей и судьей городского суда в соответствии с правилами ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах вывод о наличии события правонарушения и виновности Окружной администрацией города Якутска в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

При рассмотрении жалобы представителя Окружной администрации города Якутска Аксёнова А.С. на постановление мирового судьи от 23 января 2017 года судьей Якутского городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ. В решении от 1 марта 2017 года дана полная и объективная правовая оценка доводам жалобы и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Окружной администрации города Якутска к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Довод жалобы о том, что здание, расположенное по адресу: г. Якутск, просп. Ленина, 15 не находится на балансе Окружной администрации города Якутска, а находится на балансе МКУ «Управление делами» городского округа «город Якутск», не может повлечь отмену оспариваемых судебных актов.

В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Окружная администрация города Якутска, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – городского округа «город Якутск», в силу положений ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязана создавать условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, следовательно, несет ответственность за невыполнение условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение администрации.

Иные доводы жалобы являлись предметом тщательной проверки судов первой и второй инстанций, получили должную оценку в судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.

В целом приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судами первой и второй инстанций норм процессуального права, а сводятся к несогласию с оценкой доказательств вины Окружной администрации города Якутска и фактических обстоятельств правонарушения. Однако переоценка имеющихся по делу доказательств и установленных на их основе обстоятельств не входит в полномочия суда надзорной инстанции, так как нарушает принцип правовой определенности.

Несогласие заявителя с оценкой фактических обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствует об ошибочности выводов судов первой и второй инстанций и незаконности вынесенных судебных актов.

Действия Окружной администрации города Якутска правильно квалифицированы по ст. 9.13 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции, предусмотренной ст. 9.13 КоАП РФ и является минимальным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.

При привлечении Окружной администрации города Якутска к административной ответственности нарушений требований КоАП РФ не допущено, в связи с чем оснований для отмены в порядке надзора состоявшихся по делу судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

постановила:

В удовлетворении жалобы представителя Окружной администрации города Якутска Аксёнова А.С. отказать.

Постановление мирового судьи по судебному участку № 42 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 23 января 2017 года и решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2017 года, вынесенных по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Окружной администрации города Якутска - оставить без изменения.

И.о. заместителя председателя Верховного

Суда Республики Саха (Якутия) В.Г. Васильева