ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-135/18 от 10.08.2018 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

№ 4А-135/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 10 августа 2018 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев жалобу законного представителя Местной религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов «Примирение» города Йошкар-Олы Республики Марий Эл С.К.Ю. на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 14 марта 2018 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
24 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов «Примирение» города Йошкар-Олы Республики Марий Эл (юридический адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Дружбы, д. 90; ИНН <...>,
ОГРН <...>),

у с т а н о в и л:

7 февраля 2018 года ведущим специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций, контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл К.О.С. составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которому в ходе проведения документарной проверки соблюдения Местной религиозной организацией Церковь евангельских христиан-баптистов «Примирение» города Йошкар-Олы Республики
Марий Эл (далее – Местная религиозная организация, Религиозная организация) законодательства Российской Федерации о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных ее уставом, установлено, что Местная религиозная организация осуществляла миссионерскую деятельность с нарушением требований законодательства.

В частности, в нарушение пункта 3 статьи 24.2 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) в разрешениях на осуществление миссионерской деятельности от имени Религиозной организации отсутствуют реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о Религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Также Религиозной организацией осуществлялась миссионерская деятельность с нарушением территориальной сферы деятельности, чем также нарушены положения пункта 3 статьи 24.2 Федерального закона № 125-ФЗ.

Кроме того, не на всей печатной продукции, распространяемой Местной религиозной организацией среди населения, имеется маркировка с официальным полным наименованием Религиозной организации, что является нарушением требований пункта 3 статьи 17 Федерального закона
№ 125-ФЗ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 14 марта 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 апреля 2018 года, Религиозная организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.26 КоАП РФ, с применением частей 3.2. и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи, 50 000 рублей. При этом мировым судьей признано недоказанным осуществление Религиозной организацией миссионерской деятельности с нарушением пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 125-ФЗ.

Не согласившись с постановлением мирового судьи и решением судьи городского суда, Религиозная организация в лице законного представителя С.К.Ю. обратилась в Верховный Суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой указывает на незаконность судебных постановлений, просит их отменить, производство по делу прекратить.

В жалобе указано, что квалификация действий представителей Религиозной организации как миссионерской деятельности является неверной, поскольку отсутствует системообразующий признак миссионерской деятельности. При распространении литературы представители Церкви не преследовали цель вовлечения посторонних лиц в деятельность религиозного объединения. Также заявитель выражает несогласие с тем, что Религиозная организация осуществляла свою деятельность с нарушением территориальной сферы деятельности. Федеральный закон № 125-ФЗ не содержит условий, в соответствии с которыми деятельность Религиозной организации ограничивается территорией одного муниципального образования.

Кроме того, в жалобе указано, что постановление о назначении административного наказания вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности. По мнению заявителя, Религиозная организация привлечена к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения повторно, что противоречит положениям пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, поступившего в Верховный Суд Республики Марий Эл вместе с административным материалом по части 4 статьи 5.26 КоАП РФ в отношении С.А.Г.
12 июля 2018 года, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 5.26 КоАП РФ за осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Федерального закона № 125-ФЗ миссионерской деятельностью в целях данного Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами.

В силу пункта 2 статьи 24.2 Федерального закона № 125-ФЗ миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации. Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Пунктом 3 данной статьи установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:

от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи (решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации);

от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, указанного в пункте 2 приведенной статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 названного Федерального закона литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл от 7 декабря 2017 года <№>, в период с 11 по
31 января 2018 года проведена плановая документарная проверка Религиозной организации, по результатам которой составлен акт от 31 января 2018 года. В соответствии с указанным актом в ходе проведенной проверки выявлен ряд нарушений Федерального закона № 125-ФЗ, подпадающих под признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.26 КоАП РФ.

В ходе проведения плановой проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл была истребована информация о деятельности проверяемой организации. Из Отдела полиции <№> по Параньгинскому муниципальному району получена информация от 25 января 2018 года о совершении гражданами, указанными в письме, миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Из разрешений, выданных от имени Религиозной организации С.К.Ю. гражданам Д.С.К., У.К.И., С.А.Г., Г.В.В., С.А.С., следует, что они уполномочены на осуществление миссионерской деятельности от имени вышеуказанной религиозной организации на территории Республики Марий Эл и без ограничения срока их полномочий. В разрешениях отсутствуют реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.

Согласно материалу об административном правонарушении, в отношении С.А.Г., производство по которому осуществлялось ОП
<№> МО МВД России «Мари-Турекский» (п. Параньга), С.А.Г., уполномоченный Религиозной организации на ведение миссионерской деятельности от имени этой организации, 22 ноября 2017 года в п. Параньга Параньгинского района Республики Марий Эл распространял литературу и другие материалы религиозного значения, которые были изъяты.

С учетом того, что, как видно из материалов дела, в разрешениях на осуществление миссионерской деятельности от имени Религиозной организации отсутствовали реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о Религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, что является нарушением пункта 3 статьи 24.2 Федерального закона № 125-ФЗ, а также того, что Религиозной организацией осуществлялась миссионерская деятельности с нарушением территориальной сферы деятельности, что противоречит требованиям пункта 3 статьи 24.2 Федерального закона
№ 125-ФЗ, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях Религиозной организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.26 КоАП РФ, с чем обоснованно согласился судья вышестоящего суда.

Факт совершения Религиозной организацией указанного административного правонарушения подтверждается актом проверки Религиозной организации от 31января 2018 года; уставом Местной религиозной организации; выпиской из единого государственного реестра юридических лиц; объяснениями пресвитера Местной религиозной организации С.К.Ю.; копиями разрешений на осуществление миссионерской деятельности от имени Религиозной организации; заключением эксперта <№> (социально-филосовского исследования материалов проверки КУСП <№> от 22 ноября 2017 года); протоколом об административном правонарушении от 7 февраля 2018 года и другими документами, содержащимися в материале проверки отдела полиции <№> МО МВД России «Мари-Турекский» в отношении С.А.Г. по факту осуществления им миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства.

При этом мировым судьей по основаниям, приведенным в постановлении о назначении административного наказания, обоснованно признан недоказанным факт отсутствия на литературе и печатных изданиях, распространяемых представителями Религиозной организации 22 ноября 2017 года в п. Параньга Республики Марий Эл, маркировки с официальным полным наименованием Религиозной Организации, в связи с чем не установлено нарушение Местной религиозной организацией положений пункта 3 статьи 17 Федерального закона № 125-ФЗ.

В жалобе заявитель выражает несогласие с тем, что судьями установлено в действиях Религиозной организации нарушение территориальной сферы деятельности. По мнению заявителя, территориальной сферой деятельности организации является часть территории Российской Федерации, характеризующейся общностью природных, исторических, культурных и других признаков, в данном случае это территория Республики Марий Эл, а не только города Йошкар-Олы.

Данный вывод нахожу несостоятельным в связи со следующим.

Пунктом 3 статьи 24.2 Федерального закона № 125-ФЗ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 8 Федерального закона
№ 125-ФЗ Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

По смыслу приведенных норм территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения.

Как правильно установлено судьями при рассмотрении дела, Местная религиозная организация по территориальной сфере деятельности является религиозной организацией, осуществляющей деятельность на территории города Йошкар-Олы, что следует из ее официального наименования, а также из положений пунктов 1.1 и 3.9 устава Организации. Поэтому судьями сделан правильный вывод о том, что осуществление представителями Местной религиозной организации миссионерской деятельности от имени Организации в п. Параньга Республики Марий Эл и указание в разрешениях на осуществление миссионерской деятельности на территории Республики Марий Эл является нарушением территориальной сферы деятельности
(г. Йошкар-Ола).

Также в жалобе оспаривается факт осуществления представителями Религиозной организации при распространении литературы и печатной продукции именно миссионерской деятельности, поскольку при совершении указанных действий не преследовалась цель вовлечения посторонних лиц в деятельность Религиозной организации.

Согласно выводам эксперта, сделанным по результатам социально-философского исследования материалов проверки КУСП <№> от
22 ноября 2017 года, проведенного в рамках материала об административном правонарушении в отношении С.А.Г., распространявшего совместно с другими лицами литературу и печатную продукцию от имени Религиозной организации, исследованные материалы являются миссионерскими по форме и содержанию. По вероучительному содержанию материалы принадлежат к учениям протестантской направленности, являются письменной проповедью, которая знакомит с основными идеями вероучения религиозной организации-распространителя, а также призывает к диалогу и участию – то есть вовлечению в данную организацию (призывы к обращению в данную организациию, сбор персональных денных).

Таким образом, осуществление представителями Организации именно миссионерской деятельности установлено.

Довод жалобы об истечении к моменту вынесения мировым судьей постановления о назначении административного наказания срока давности привлечения к административной ответственности основан на ошибочном толковании положений законодательства.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5
КоАП РФ).

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данными им в пункте 14 постановления от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при применении положений части 2 статьи 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Поскольку осуществление Местной религиозной организацией миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, выразившемся в выдаче лицам разрешения на осуществление миссионерской деятельности без ограничения срока их полномочий на указанную деятельность за пределами территориальной сферы деятельности, является длящимся правонарушением, трехмесячный срок давности привлечения Организации к административной ответственности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения в ходе плановой документарной проверки, то есть с 31 января 2018 года (дата составления акта проверки).

Таким образом, постановление мирового судьи от 14 марта 2018 года вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.

Вопреки доводам жалобы 22 ноября 2017 года не является днем совершения административного правонарушения Религиозной организацией. Указанная дата является датой распространения представителями Религиозной организации религиозной литературы и иной печатной продукции вне территориальной сферы деятельности Организации, а не совершение административного правонарушения самой Религиозной организацией, нарушение деятельности которой выявлено только в результате проведения в отношении нее документарной проверки.

Также является неверным утверждение заявителя жалобы о повторном привлечении Религиозной организации к административной ответственности по части 4 статьи 5.26 КоАП РФ, поскольку, как верно указано в решении судьи городского суда, проверка, проведенная отделом полиции <№> МО МВД России «Мари-Турекский», осуществлялась в отношении физических лиц, в частности, в отношении гражданина С.А.Г.

Таким образом, постановление о назначении Религиозной организации административного наказания вынесено мировым судьей в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание в виде административного штрафа назначено в размере, меньшем минимального размера, предусмотренного санкцией вмененной статьи.

Оснований для отмены постановления мирового судьи и решения судьи городского суда не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13,
статьей 30.17 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 9 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 14 марта 2018 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Местной религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов «Примирение» города Йошкар-Олы Республики Марий Эл оставить без изменения, жалобу законного представителя Местной религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов «Примирение» города Йошкар-Олы Республики Марий Эл С.К.Ю. - без удовлетворения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Марий Эл С.В. Бабин