ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-136/2018 от 06.02.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-136/2018(4а-1620/2017)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 06 февраля 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора НАО «Санаторий Циолковский» Буракшаевой Г.Г. на постановление главного государственного инспектора в муниципальном районе Красноярский, Елховский Самарской области по использованию и охране земель от 26.09.2017 и решение Красноярского районного суда Самарской области от 13.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в отношении НАО «Санаторий Циолковский»,

установил:

постановлением главного государственного инспектора в муниципальном районе Красноярский, Елховский Самарской области по использованию и охране земель № 108-р/2017 от 26.09.2017 юридическое лицо - НАО «Санаторий Циолковский» за использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Решением Красноярского районного суда Самарской области от 13.11.2017 постановление должностного лица от 26.09.2017 оставлено без изменения.

В надзорной жалобе директор НАО «Санаторий Циолковский» Буракшаева Г.Г. указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих вину юридического лица в данном правонарушении, просит постановление должностного лица и судебное решение отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения или снизить размер назначенного штрафа.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу.

В соответствии со ст.25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главой III Земельного кодекса РФ (собственность на землю граждан и юридических лиц), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что отделом муниципального земельного контроля при Комитете по управлению муниципальной собственностью м.р. Красноярский Самарской области 02.08.2017 проведена проверка земельного участка по адресу: Самарская область, Красноярский р-н, к.н. принадлежащего НАО «Санаторий Циолковский», и в ходе осмотра данного земельного участка установлено, что часть капитального строения нежилого здания (центр обслуживания клиентов) расположена вне границ указанного земельного участка и занимает часть земли площадью 249 кв.м. государственная собственность на которую не разграничена и без оформленных документов. С южной стороны граница земельного участка с к.н. 63:26:1403006:2 закреплена комбинированным забором, который установлен в границах земельного участка с кадастровым номером до нежилого здания (центр обслуживания клиентов) от нежилого здания (центр обслуживания клиентов) до лесополосы, вне границ осматриваемого земельного участка расположен железобетонный забор, который является частью ограждения землепользования НАО «Санаторий Циолковский», площадью 873 кв.м., также без оформленных документов, то есть земельный участок общей площадью 1122 кв.м. (корпус 24 - Центр облуживания клиентов и железобетонное ограждение) используется НАО «Санаторий Циолковский» без документов, что послужило основанием, для составления главным государственным инспектором в муниципальном районе Красноярский, Елховский Самарской области по использованию и охране земель в отношении юридического лица – НАО «Санаторий Циолковский» 20.09.2017 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности.

В подтверждение, что юридическим лицом – НАО «Санаторий Циолковский» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.7.1 КоАП РФ, должностным лицом и судьей районного суда обоснованно приняты во внимание и указаны в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении № 108-р/2017 от 20.09.2017 (л.д.19-21); копия землеустроительного дела от 2003 года по проведению землеустройства и подготовке документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков при разграничении государственной собственности на землю (л.д.23); договор №29 постоянного пользования земельным участком от 13.05.1999 заключенный между администрацией Красноярского района Самарской области и ЗАО оздоровительный лагерь им. К.Э. Циолковского (л.д.28-30); описание границ смежных землепользователей и план границ землепользования детского оздоровительного лагеря им. Циолковского, с приложенным каталогом координат окружной межи землепользований и чертежом земельного участка (л.д. 33-35); акт согласования границ земельного участка детского оздоровительного лагеря им. Циолковского (л.д.38-41), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности юридического лица – НАО «Санаторий Циолковский» в совершении данного административного правонарушения.

В постановлении должностного лица и судебном решении вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с правилами ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей, в присутствии представителя юридического лица, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении судьей районного суда не установлено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Доводы надзорной жалобы директора НАО «Санаторий Циолковский» Буракшаевой Г.Г. об отсутствии доказательств, подтверждающих вину юридического лица в совершении данного административного правонарушения, являются несостоятельными, поскольку факт использования НАО «Санаторий Циолковский» без документов земельного участка общей площадью 1122 кв.м. (под размещение части строения (корпус 24 - центр обслуживания клиентов) и железобетонного ограждения), подтверждается вышеперечисленными доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка и учтены все обстоятельства совершения НАО «Санаторий Циолковский» административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, что юридическим лицом приняты все зависящие от него необходимые и достаточные меры для соблюдения требований законодательства по использованию земельных участков, а также доказательств возникновения препятствий для оформления всех необходимых документов на указанный земельный участок, в материалах дела не имеется.

Доводы жалобы о возведении железобетонного ограждения до создания НАО «Санатория Циолковский» правового значения не имеют, поскольку за период от начала осуществления деятельности юридического лица до момента выявления правонарушения возможность принятия мер по приведению ограждения в соответствии с границами земельных участков у юридического лица имелась. Кроме того, наличие неправильно установленного железобетонного ограждения при проведении проверки представителем НАО «Санаторий Циолковский» не отрицалось.

Иные доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки судьей районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной судьей оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного решения, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.

При вынесении 26.09.2017 постановления должностным лицом приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, и указана обоснованная правовая мотивировка о виновности юридического лица – НАО «Санаторий Циолковский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ.

Доводы надзорной жалобы о снижении размера назначенного юридическому лицу штрафа, являются несостоятельными.

Наказание юридическому лицу – НАО «Санаторий Циолковский» назначено в соответствии с законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих административную ответственность обстоятельств, а также наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства – привлечения 06.02.2017 НАО «Санаторий Циолковский» к административной ответственности за аналогичное правонарушение, в пределах санкции, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ, и является справедливым. Исключительных обстоятельств, для применения ч.ч.2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения размера штрафа, не имеется.

Законность и обоснованность вынесенного 26.09.2017 должностным лицом постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 13.11.2017 дана надлежащая правовая оценка всем доводам жалобы на постановление должностного лица и доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения постановления должностного лица и состоявшегося судебного решения отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление главного государственного инспектора в муниципальном районе Красноярский, Елховский Самарской области по использованию и охране земель от 26.09.2017 и решение Красноярского районного суда Самарской области от 13.11.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ, в отношении НАО «Санаторий Циолковский» оставить без изменения, а надзорную жалобу директора НАО «Санаторий Циолковский» Буракшаевой Г.Г. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров