4а-138/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Владикавказ 19 июля 2019 года
Заместитель председателя Верховного Суда РСО-Алания ФИО1., рассмотрев жалобу Северо-Осетинской таможни в лице ... таможенного поста МАПП Верхний Ларс ФИО2 на решение судьи Верховного Суда РСО-Алания от 25.04.2019 года по жалобе ФИО4 ... на постановление судьи Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО4 ...,
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 27 февраля 2019 года ФИО4 ... признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения арестованных согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 28 декабря 2018 года. Решением судьи Верховного Суда РСО-Алания от 25 апреля 2019 года постановление судьи Советского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 27 февраля 2019 года отменено, данное дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение в районный суд. В жалобе, поданной в Верховный Суд РСО-Алания, Северо-Осетинская таможня в лице ... таможенного поста МАПП Верхний Ларс ФИО2 ... выражает несогласие с решением судьи Верховного Суда РСО-Алания от 25.04.2019 года, приводя доводы об его незаконности. Проверив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам. Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность: виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО3 ... к административной ответственности) недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Согласно диспозиции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ административным правонарушением признается недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию. Согласно частям 1 и 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат: 1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица; 2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования; 3) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов Таможенного союза; 4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств -членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию; 5) валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза; 6) культурные ценности; 7) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж; 8) иные товары, определенные таможенным законодательством Таможенного союза. Из материалов дела следует, что ФИО4 .... 23 августа 2018 года, вопреки положения Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза осуществил перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров не указав сведения о них в таможенной декларации, в связи с чем был привлечен к административной ответственности, предусмотренном ч.1ст.16.2 КоАП РФ. Вместе с тем, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ протоколе об административном правонарушении указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Согласно ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ лицам, участвующим в производстве по делу об административном; правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Таким образом, одной из процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является его право воспользоваться услугами переводчика, которое может быть реализовано на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении. Порядок привлечения к участию в производстве по делу об административном правонарушении переводчика и требования, предъявляемые к переводчику, установлены в ст. 25.10 КоАП РФ. В соответствии с данной статьей переводчиком может быть лицо, которое не заинтересовано в исходе дела, свободно владеет необходимым языком.
Как усматривается из материалов дела, при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО4 .... было установлено, что он плохо владеет русским языком и нуждается в услугах переводчика. Об этом, в частности, свидетельствует расписка о разъяснении ФИО4 .... положений ст. 24.2 и ст. 25.10 КоАП РФ, в которой на русском языке напечатано: "Русским языком не владею, в услугах переводчика нуждаюсь" и стоит подпись ФИО4 ...., удостоверяющая этот факт (л.д. 111).
Вместе с тем из имеющихся в деле письменных объяснений ФИО4 ..., следует, что подпись о разъяснении прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, была отобрана у иностранного гражданина в отсутствие предоставления перевода содержания разъясняемых ему прав и в отсутствие переводчика, на что прямо указано в тексте самих объяснений, напечатанных на русском языке (л.д. 114).
Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО4 .... был также составлен в отсутствие переводчика и его содержание ФИО4 .... не было переведено.
Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ административный орган не обеспечил реализацию права ФИО4 .... пользоваться услугами переводчика.
Допущенное административным органом нарушение является существенным, так как оно нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, лишая его возможности знать, в чем оно обвиняется. В связи с этим при подготовке дела к рассмотрению судье районного суда, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, надлежало возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения недостатков. Однако в настоящее время такая возможность утрачена, так как в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, составивший протокол, допускается только на стадии подготовки дела к рассмотрению.
При таких обстоятельствах в виду допущения существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ, суд второй инстанции правомерно вынес решение об отмене постановления судьи Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 27 февраля 2019 года, вынесенное в отношении ФИО4 ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2КоАП РФ.
Согласно ст.3.1 KoAП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
решение судьи Верховного Суда РСО-Алания от 25.04.2019 года по жалобе ФИО4 на постановление судьи Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 27 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1ст.16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО4 ... оставить без изменения, жалобу Северо-Осетинской таможни в лице заместителя ... МАПП Верхний Ларс ФИО2 - без удовлетворения.
Заместитель председателя Верховного
Суда РСО-Алания ФИО1