ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1391/2016 от 15.12.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

№ 4а-1391/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 15 декабря 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу начальника Самарского филиала – заместителя директора Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС Центр» Аверьянова А.И. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 57 Советского судебного района г.Самары Самарской области мирового судьи судебного участка № 50 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 30.09.2016 и решение Советского районного суда г.Самары от 24.10.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

25.04.2016 исполняющим обязанности прокурора Железнодорожного района г.Самары в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС Центр» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, за привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 57 Советского судебного района г.Самары Самарской области мирового судьи судебного участка № 50 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 30.09.2016 ООО «Татнефть-АЗС Центр» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Советского районного суда г.Самары от 24.10.2016 постановление мирового судьи от 30.09.2016 оставлено без изменения.

В надзорной жалобе начальник Самарского филиала – заместитель директора ООО «Татнефть-АЗС Центр» Аверьянов А.И. указывает, что при приеме на работу ФИО1, вопреки требованиям п.2 ст.12 Федерального закона № 273 от 25.12.2008, не сообщил сведения о выполняемых функциях на последнем месте своей службы, при этом должность мастера АЗС, на которую он принят в ООО «Татнефть-АЗС Центр», не относится к муниципальным, исполнение его должностных обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ФИО1 должностью на государственной гражданской службе в ИФНС России по <адрес>. Просит учесть в качестве смягчающих обстоятельств привлечение юридического лица к административной ответственности по данной статье впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств и негативных последствий, признание вины и направление 21.04.2016 в ИФНС России по <адрес> соответствующего сообщения, и изменить состоявшиеся судебные постановления в части снижения размера административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.19.29 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», обязанность, предусмотренная частью 2 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции, распространяется на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного Перечня.

В силу пункта Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного приказом ФНС России от 25.08.2009 № ММ-7-4/430@ (приложение к приказу ФНС России от 25.08.2009 № ММ-7-4/430@), к числу должностей, после увольнения с которых новый работодатель обязан сообщить представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту службы о заключении такого договора в письменной форме, относится должность заместителя начальника отдела в инспекции Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации.

Согласно статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и в соответствии с частями 4 и 5 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 указанной статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

Судебными инстанциями правильно установлено, что ООО «Татнефть-АЗС Центр», заключив 21.09.2015 трудовой договор с ФИО1, принятым на должность мастера АЗС, ранее замещавшим должность <данные изъяты> Инспекции ФНС России по <адрес>, входящую в перечень должностей, утвержденный Приказом ФНС РФ от 25.08.2009 № ММ-7-4/430@, замещение которых связано с коррупционными рисками, не уведомило в установленный 10-дневный срок представителя нанимателя государственного служащего по последнему месту службы, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.19.29 КоАП РФ.

Как усматривается из материалов дела, замещавший должность <данные изъяты> Инспекции ФНС России по <адрес>ФИО1 освобожден от должности и уволен из Инспекции ФНС России по <адрес> по пункту 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» приказом от 02.03.2015 № 01-009/019.

На основании приказа от 21.09.2015 № 129 ФИО1 принят на работу в ООО «Татнефть-АЗС Центр» в качестве мастера АЗС и в этот же день с ним заключен трудовой договор.

Должность, которую ранее замещал ФИО1, включена в Перечень должностей федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом ФНС РФ от 25.08.2009 № ММ-7-4/430@.

Однако в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции представитель нанимателя (работодатель) по последнему месту службы ФИО1 не проинформирован ООО «Татнефть-АЗС Центр» в письменной форме в установленный законом десятидневный срок о приеме ФИО1 на работу и заключении с ним трудового договора.

Указанные обстоятельства, выявленные в результате проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, явились основанием для вынесения 25.04.2016 исполняющим обязанности прокурора Железнодорожного района г.Самары постановления о возбуждении в отношении ООО «Татнефть-АЗС Центр» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ.

В подтверждение, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.19.29 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление от 25.04.2016 о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д.4-7); копия трудовой книжки ФИО1, из которой следует, что 02.03.2015 он освобожден от должности <данные изъяты> ИФНС России по <адрес> (приказ от 02.03.2015 № 01-009/019) и 21.09.2015 принят на должность мастера АЗС в ООО «Татнефть-АЗС Центр» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.15-18); копия приказа от 21.09.2015 о приеме ФИО1 на должность мастера АЗС в АЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр» (л.д.19); копия трудового договора № ТН-74 от 21.09.2015, заключенного между ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ФИО1 (л.д.20-23); должностная инструкция мастера АЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр» (л.д.24-28); сведения из ИФНС России по <адрес> об уволенных сотрудниках за период с 01.01.2011 по 01.12.2015 (л.д.37-39), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «Татнефть-АЗС Центр» в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии ООО «Татнефть-АЗС Центр» состава административного правонарушения предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 30.09.2016 постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 24.10.2016 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.

Довод надзорной жалобы о том, что при приеме на работу ФИО1, действуя вопреки требованиям ч.2 ст.12 Федерального закона № 273 от 25.12.2008, не сообщил сведения о выполняемых функциях на последнем месте своей службы, при этом должность мастера АЗС, на которую он принят в ООО «Татнефть-АЗС Центр», не относится к муниципальной службе, исполнение его должностных обязанностей не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновение коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ФИО1 должностью на государственной гражданской службе в ИФНС России по <адрес>, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, поскольку сведения о последнем месте службы ФИО1 содержались в его трудовой книжке, представленной при приеме на работу, и сомневаться в том, что юридическое лицо было осведомлено о последнем месте службы ФИО1, оснований не имеется.

Несоблюдение работодателем обязанности, предусмотренной ч.4 ст.12 Федерального закона "О противодействии коррупции", в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанный выше перечень, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор, поскольку ст.12 данного Закона не ставит обязанность работодателя сообщить о заключении названных выше договоров в зависимость от того, замещал ли бывший государственный гражданский или муниципальный служащий должность, включающую функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.

3.

При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и назначил минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.19.29 КоАП РФ для юридических лиц.

Признание вины в совершении административного правонарушения, привлечение юридического лица к административной ответственности по данной статье впервые, отсутствие негативных последствий и факт направления 21.04.2016 в ИФНС России по <адрес> соответствующего сообщения о принятии на работу бывшего государственного гражданского служащего, на что ссылается в надзорной жалобе заявитель, не являются исключительными обстоятельствами, позволяющими в соответствии с положениями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.19.29 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13,30.17 ч.2 п.1,30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 57 Советского судебного района г.Самары Самарской области мирового судьи судебного участка № 50 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 30.09.2016 и решение Советского районного суда г.Самары от 24.10.2016 в отношении ООО «Татнефть-АЗС Центр» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу начальника Самарского филиала – заместителя директора ООО «Татнефть-АЗС Центр» Аверьянова А.И. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров