№4а-1399/2017 Мировой судья Попов А.В. Судья ХасановаД.Р. ПОСТАНОВЛЕНИЕ 15 декабря 2017 года г. Челябинск Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области от 23 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 12 июля 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, установил: постановлением мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области от 23 мая 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 12 июля 2017 года, ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 7 месяцев. В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, ФИО1 просит их отменить, считая незаконными. Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела. Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела | ||
2 | ||
либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Мировой судья на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении установил, что протокол 74 *** о направлении на медицинское освидетельствование от 27 января 2017 года составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно не содержит основания для направления ФИО1 на медицинское освидетельствование. С учетом изложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 3 статьи 29.1 и пунктом 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса, 14 января 2015 г. мировой судья вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в ОГИБДД УМВД РФ по г. Магнитогорску (л.д. 14-15). 27 февраля 2017года дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 было повторно направлено мировому судье судебного участка № 5 Ленинского района г. Магнитогорска . 27 февраля 2017 года мировой судья, установив, что изменения в протокол о направлении на медицинское освидетельствование внесены в отсутствие сведений о надлежащем извещении ФИО1 вновь вынес определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в ОГИБДД УМВД РФ по г. Магнитогорску для устранения недостатков. 22 марта 2017года дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 в третий раз поступило мировому судье судебного участка № 5 Ленинского района г. Магнитогорска . 24 марта 2017 года определением мировой судья принял данное дело об административном правонарушении к своему производству и назначил к рассмотрению (л.д. 1). 23 мая 2017 года мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района г. Магнитогорска было вынесено постановление, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении были нарушены требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, главой 27 названного Кодекса определен порядок применения мер обеспечения по делу об административном правонарушении, одной из которых является медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В соответствии с частью 1 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 настоящего Кодекса), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, | ||
3 | ||
подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Согласно части 3 названной статьи о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Из смысла части 5 статьи 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении и удостоверяется, в том числе его подписью. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись. Толкование положений пунктов 3 и 5 названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что и изменения ранее внесенных в такой протокол сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений об извещении такого лица. Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что при внесении в протокол о направлении на медицинское освидетельствование изменений должностным лицом ГИБДД требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены не были (л.д. 25). Так, в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол о направлении на медицинское освидетельствование были внесены в присутствии ФИО1, а также об извещении последнего о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в такой протокол. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями не дана оценка тому обстоятельству, что должностными лицами ГИБДД после возвращения мировым судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, не было представлено сведений о том, что изменения в протокол о направлении на медицинское освидетельствование были внесены в присутствии ФИО1 | ||
4 | ||
А.В., либо о его извещении о необходимости явки в подразделение ГИБДД для внесения изменений в такой протокол. Должностное лицо ГИБДД ограничилось только направлением копии названного протокола с внесенными изменениями в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (л.д. 27). Сведения, указанные в рапорте инспектора ГИБДД Е.Д.З.., о том, что неоднократно выходил по адресу ФИО1, но застать никого не удавалось, не свидетельствуют о надлежащем извещении ФИО1 на внесение изменений в протокол о направлении на медицинское освидетельствование. Внесение изменения в протокол путем вынесения определения без извещения привлекаемого лица к ответственности не предусмотрено. Таким образом, оснований полагать о том, что изменения в протокол о направлении на медицинское освидетельствование внесены должностным лицом с соблюдением требований КоАП РФ не имеется. Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных названным Кодексом, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятых по делу последующих решений. Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона. На основании вышеизложенного протокол о направлении на медицинское освидетельствование подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как составлен с нарушением требований названного Кодекса. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности устранить указанные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, на стадии рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу судебные акты, принятые по делу. Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Учитывая, что протокол о направлении ФИО1 на медицинское освидетельствование составлен с нарушением требований названного Кодекса и является недопустимым доказательством, а иных сведений, достоверно подтверждающих факт отказа указанного гражданина от прохождения медицинского освидетельствования, материалы дела не содержат, выводы о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 Кодекса | ||
5 | |||
Российской Федерации об административных правонарушениях, являлись бы преждевременными. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение, принимается постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, | |||
постановил: | |||
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Магнитогорска Челябинской области от 23 мая 2017 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 12 июля 2017 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить. Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные акты. Заместитель председателя | |||
областного суда | Козлова Н.В. | ||