Дело № 4а-1399/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Иркутск 24 октября 2018 года
Заместитель председателя Иркутского областного суда Черткова С.А., рассмотрев жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области М. на вступившее в законную силу решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 31 мая 2018 года (резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2018 года) ФИО1, являющаяся главным бухгалтером Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2018 года постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 31 мая 2018 года отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В поданной в Иркутский областной суд жалобе председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области М. просит отменить решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2018 года, считая его незаконным и необоснованным, возвратить дело на новое рассмотрение.
ФИО1 в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещена о подаче председателем Контрольно-счетной палаты Иркутской области М. жалобы. Возражения на жалобу в установленный срок не представлены.
Проверив с учетом требований частей 1, 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28 марта 2018 года, составленному главным инспектором сводной, экспертно-аналитической инспекции Контрольно-счетной палаты Иркутской области, КСП Иркутской области с соответствии с планом деятельности на 2018 год проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, являющегося в соответствии с Ведомственной структурой областного бюджета главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем областного бюджета. В нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 11 Инструкции 191н о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетная отчетность за 2017 год представлена Управлением для внешней проверки не в полном составе форм, периодичность составления которых является годовой, поскольку в составе бюджетной отчетности не представлены:
справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110).
В силу статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетной период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Указанные действия главного бухгалтера Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области ФИО1 квалифицированы по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Отменяя постановление мирового судьи о привлечении ФИО1, являющейся главным бухгалтером Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области, к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в ее действиях состава вмененного административного правонарушения, судья Кировского районного суда г. Иркутска исходил из того, что из материалов дела бесспорно следует, что Управлением делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) и справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110), входящие в бюджетную отчетность, представлены в установленный срок в надлежащий финансовый орган, указанный в пункте 10 Инструкции 191н и в статье 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как орган принимающий отчетность - Министерство финансов Иркутской области. Само по себе непредставление указанных справок в Контрольно-счетную палату Иркутской области для осуществления этим органом внешней проверки, но при этом предоставление таких справок в Министерство финансов Иркутской области, не образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе на вступившее в законную силу решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2018 года председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области М. выражает несогласие с выводами судьи полагая, что наличие в действиях главного бухгалтера Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области ФИО1 состава и события административного правонарушения доказано.
Между тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, недопустимо и при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 год), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Доводы жалобы не свидетельствуют о том, что в ходе рассмотрения дела судьей Кировского районного суда г. Иркутска допущены существенные нарушения, имеющее фундаментальный, принципиальный характер, повлиявшее на исход дела.
Должностное лицо, уполномоченное составлять протокол по делу об административном правонарушении, не является участником производства по делу об административном правонарушении, вызов которого в судебное заседание для судьи обязателен. Таким образом, у суда отсутствует обязанность извещать должностное лицо о рассмотрении дела по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Отсутствие в материалах дела сведений о направлении копии решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в соответствии с требованиями части 2.1 статьи 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влияет на законность вынесенного по делу решения, поскольку повлечь ограничение права должностного лица, направившего это дело на рассмотрение судье, на обращение с жалобой на данный судебный акт в вышестоящий суд не может.
С учетом изложенного, решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2018 года подлежит оставлению без изменения, в удовлетворении жалобы председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО2 следует отказать.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 16 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера Управления делами Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу председателя Контрольно-счетной палаты Иркутской области М. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Иркутского областного суда С.А. Черткова