ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-13/2016 от 21.11.2016 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

№7а-13/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Анадырь

Заместитель председателя суда Чукотского автономного округа Калинина Н.Л., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление врио начальника отделения (пограничной заставы) в рп Угольные Копи Службы в г.Анадыре Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району (далее – Отделение ПУ ФСБ России) от 18 мая 2016 года, решение судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 1 июля 2016 года, решение судьи суда Чукотского автономного округа от 15 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением врио начальника Отделения ПУ ФСБ России от 18 мая 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 1 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Решением суда Чукотского автономного округа от 15 августа 2016 года постановление должностного лица от 18 мая 2016 года, решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 1 июля 2016 года оставлены без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе на вступившие в законную силу постановление от 18 мая 2016 года, решение Анадырского городского суда от 1 июля 2016 года и решение суда Чукотского автономного округа от 15 августа 2016 года ФИО1, указывая на незаконность и необоснованность вынесенных постановления и судебных решений, просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Возражения на жалобу не поступили.

Изучив состоявшиеся по делу постановление, судебные решения, проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы заявителя ФИО1, нахожу постановление врио начальника Отделения ПУ ФСБ России от 18 мая 2016 года, решение Анадырского городского суда от 1 июля 2016 года и решение суда Чукотского автономного округа от 15 августа 2016 года законными и обоснованными.

Частью 2 ст.18.2 КоАП РФ установлена ответственность за ведение хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо проведение массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне, а равно содержание или выпас скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны без разрешения пограничных органов либо с разрешения таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения хозяйственной, промысловой или иной деятельности либо нарушение порядка проведения массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне.

В соответствии с ч.1 ст.18 Закона РФ от 01.04.1993г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон о Государственной границе) проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части – с уведомлением пограничных органов.

Согласно п.2.1. Правил пограничного режима, утверждённых приказом ФСБ России от 15.10.2012г. №515, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий осуществляется на основании разрешения пограничных органов или подразделений пограничных органов в пограничной зоне, установленной шириной менее пяти километров, либо в пределах пятикилометровой полосы местности в случае, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности (за исключением работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

П.18 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в российской части вод пограничных рек, озёр и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, утверждённого Приказ ФСБ России от 13.11.2012г. №572 (далее – Административный регламент), предусмотрено, что для получения разрешения заявитель представляет в пограничный орган или подразделение пограничного органа заявление по форме согласно приложениям №7, 8 к Административному регламенту.

Приказом ФСБ России от 14.04.2006г. №155 «О пределах пограничной зоны на территории Чукотского автономного округа» и постановлением Губернатора Чукотского АО от 05.12.2003г. №42 «Об установлении пределов пограничной зоны, районов внутренних морских вод, на которые распространяется действие правил пограничного режима в пограничной зоне на территории Чукотского автономного округа, участках (районах) внутренних морских вод, имеющих выход к Государственной границе Российской Федерации, примыкающим к сухопутной территории Чукотского автономного округа или внутренним морским водам» на всей территории муниципального образования городской округ Анадырь установлена пограничная зона.

Согласно материалам дела об административном правонарушении 15 мая 2016 года в период с 11 до 13 часов по адресу: г.Анадырь, <адрес><адрес>, должностным лицом – директором местной религиозной организации христианский центр «Возрождение» христиан веры евангельской г.Анадырь ФИО1 организовал и провёл массовое религиозное мероприятие, в котором приняли участие около 30 человек, без разрешения пограничных органов.

Вывод должностного лица и судов о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.2 КоАП РФ, основан на полном и всестороннем исследовании доказательств, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.2 КоАП РФ, а также вывод о наличии вины ФИО1 в его совершении подтверждены представленными в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16 мая 2016 года (л.д.33-36); объяснениями ФИО1, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 16 мая 2016 года, и объяснениями от 16 мая 2016 года, согласно которым он действительно проводил богослужение в указанное время и в указанном месте; поскольку здание, в котором проходило богослужение, является собственностью религиозной организации, полагает, что нарушений законодательства им не допущено (л.д.37-38); объяснением сотрудника Службы в г.Анадыре ПУ ФСБ России Ш.А.Г. от 15 мая 2016 года о том, что 15 мая 2016 года он с 11 до 13 часов находился по адресу: г.Анадырь, <адрес>, <адрес>, на проходившем там массовом религиозном мероприятии местной религиозной организации христианский центр «Возрождение» христиан веры евангельской <адрес>, в котором приняло участие около 30 человек; им была произведена фото- и видеосъёмка мероприятия (л.д.41-42); объяснением сотрудника Службы в г.Анадыре ПУ ФСБ России М.Е.А. от 15 мая 2016 года, в соответствии с которым в её должностные обязанности с 1 мая 2015 года входит выполнение функций, установленных вышеназванным Административным регламентом; за период с 1 мая 2015 года по настоящее время заявления о выдаче разрешений ни от ФИО1, ни от организации христианский центр «Возрождение» христиан веры евангельской г. Анадырь не поступало (л.д.44-45); объяснением Ы.Е.В. от 15 мая 2016 года о том, что 15 мая 2016 года он в 11 часов прибыл по адресу: г.Анадырь<адрес><адрес>, для того, чтобы принять участие в массовом богослужении; богослужение проводил ФИО1 (л.д.46-47); копией приказа МРО христианский центр «Возрождение» христиан веры евангельской г.Анадырь от 11 апреля 2014 года об исполнении обязанностей директора организации в период с 11 апреля 2014 года по 11 апреля 2018 года ФИО1 (л.д.48); копией Устава МРО христианский центр «Возрождение» христиан веры евангельской г.Анадырь (л.д.49-57), и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Административное правонарушение, совершённое ФИО1, правильно квалифицировано по ч.2 ст.18.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции, установленной для должностных лиц ч.2 ст.18.2 КоАП РФ, с учётом конкретных обстоятельств и характера совершённого правонарушения.

Довод жалобы ФИО1 о том, что установленный порядок проведения массовых мероприятий в пограничной зоне Российской Федерации противоречит гарантированной Конституцией РФ свободе совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, противоречит действующему законодательству.

В силу ч.2 ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Аналогичное положение (в части права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания) содержится в ч.2 ст.3 Федерального закона от 26.09.1997г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Такого рода ограничение прав и свобод человека и гражданина в интересах общественной безопасности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства и установлено ч.1 ст.18 Закона о Государственной границе. Органы, отвечающие за безопасность Государственной границы, в вышеуказанных целях должны быть осведомлены о проходящих в пограничной зоне массовых мероприятиях, о лицах, ответственных за проведение этих мероприятий, о виде таких мероприятий, об их направленности.

Исходя из вышеприведённых норм действующего законодательства, разрешение пограничных органов требуется исключительно на проведение массовых богослужений в пограничной зоне. Необходимость получения такого разрешения при проведении массовых богослужений не свидетельствует о препятствии реализации закреплённого ст.28 Конституции РФ права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, поскольку, как правильно указал судья суда Чукотского автономного округа в решении от 15 августа 2016 года, произвольный отказ пограничных органов в выдаче разрешения не допускается.

При этом принадлежность помещения, в котором проводятся массовые богослужения, на праве собственности религиозной организации, вопреки мнению заявителя, не опровергает необходимость получения разрешения на проведение массового религиозного мероприятия в случае нахождения такого помещения в пограничной зоне. В данном случае нормы ч.1 ст.18 Закона о Государственной границе являются специальными и дополняют положения ч.2 ст.16 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Утверждение заявителя в жалобе о том, что богослужения не могут быть приравнены к общественно-политическим, культурным и иным массовым мероприятиям, не мотивировано.

Под массовым мероприятием обычно понимается совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, осуществляемых с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми.

С учётом приведённого понятия массового мероприятия массовое богослужение безусловно относится к их числу.

Ссылки ФИО1 в жалобе на то, что форма заявления о выдаче разрешения на проведение массового мероприятия (приложение №7 к Административному регламенту), предусматривая указание количества участников мероприятия, а также их поимённый список, противоречит ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», не могут быть приняты во внимание.

Как указал в судебном заседании суда Чукотского автономного округа 15 августа 2016 года ФИО2 – должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, для получения разрешения на проведение массового мероприятия, в том числе массового богослужения, пограничные органы не требуют указания в заявлении о получении разрешения поимённого списка участников мероприятия; достаточно указания руководителя организации и соучредителей, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (л.д.109). Также он пояснил, что все другие религиозные организации, действующие в пограничных зонах на территории Чукотского автономного округа, обращаются с подобными заявлениями, всем выдаётся разрешение на проведение массовых богослужений, и они осуществляют свою деятельность на законных основаниях.

ФИО1 доказательства, опровергавшие бы эти объяснения представителя пограничного органа, суду не представлены.

Таким образом, исходя из сложившейся правоприменительной практики, нарушение прав верующих при получении разрешения на проведение массовых мероприятий в пограничной зоне не допускается.

При таких обстоятельствах факт организации и проведения массового богослужения ФИО1 в пограничной зоне без разрешения пограничных органов подтверждён надлежащим образом.

Неустранимые сомнения в виновности лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные решения не установлены.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что религиозные организации, как и все субъекты правоотношений, обязаны соблюдать действующее законодательство Российской Федерации, указанные в жалобе ФИО1 обстоятельства не являются основаниями для отмены или изменения вступивших в законную силу постановления должностного лица и судебных решений.

Руководствуясь ст.30.17, 30.18 КоАП РФ, заместитель председателя суда Чукотского АО

постановил:

постановление врио начальника отделения (пограничной заставы) в рп Угольные Копи Службы в г.Анадыре Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району от 18 мая 2016 года, решение судьи Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 1 июля 2016 года, решение судьи суда Чукотского автономного округа от 15 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда

Чукотского автономного округа Н.Л. Калинина