ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1401/2016 от 20.01.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1401/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Самара 20 января 2016 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора филиала АО «Транснефть – Приволга» «Центральная база производственного обслуживания» ФИО1 на постановление начальника ОГИБДД О МВД России по г.Новокуйбышевску Самарской области от 15.03.2016 года, решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 06.05.2016 года и решение Самарского областного суда от 14.07.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть – Приволга»,

установил:

постановлением начальника ОГИБДД О МВД России по г.Новокуйбышевску Самарской области от 15.03.2016 года юридическое лицо АО «Транснефть-Приволга» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 250 000 рублей за превышение юридическим лицом осуществившим погрузку груза в транспортное средство допустимой нагрузки на ось транспортного средства, указанной в специальном разрешении.

Решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 06.05.2016 года постановление должностного лица от 15.03.2016 года в отношении АО «Транснефть-Приволга» изменено с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств назначенное наказание в виде административного штрафа снижено до 125 000 рублей, в остальной части постановление остановлено без изменения.

Решением Самарского областного суда от 14.07.2016 года постановление должностного лица от 15.03.2016 года, измененное решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 06.05.2016 года и решение городского суда от 06.05.2016 года оставлены без изменения.

В надзорной жалобе директор филиала АО «Транснефть – Приволга» «Центральная база производственного обслуживания» ФИО1, указывая на невиновность АО «Транснефть – Приволга» в данном правонарушении и на допущенные при производстве по делу процессуальные нарушения, просит постановление должностного лица и судебные решения отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется

Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года N 1090 (в редакции от 30.06.2015 года N 652), перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Согласно ч. 15 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.

Положения п. 2 ч. 1 ст. 29 указанного Федерального закона запрещают пользователям автомобильных дорог осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений.

Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила).

В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил под «тяжеловесным грузом» понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 08.11.2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки грузки. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Должностным лицом и судебными инстанциями правильно установлено, что 19.01.2016 года на <адрес>, управляя транспортным средством Рено Премиум 440, государственный регистрационный знак водитель ФИО2, в нарушение п. 23.5 ПДД РФ и требования п.2 ч.1 ст.29 ФЗ от 08.11.2007 года « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ, а также Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", перевозил тяжеловесный груз с превышением предельно-допустимых нагрузок, без специального разрешения, поскольку на указанном транспортном средстве согласно товарно-транспортной накладной № 11 от 15.01.2016 года осуществлялась перевозка тяжеловесного груза – задвижка шиберная с превышением осевой нагрузки на 3 ось на 57,1% от величины, указанной в специальном разрешении № 0142133.

По факту выявленного правонарушения государственным инспектором БДД ОГИБДД О МВД России по г. Новокуйбышевску Самарской области 03.03.2016 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого установлено, что поставка груза в виде задвижки шиберной, согласно договора № 201500530 – 35/СЗМН-01-04-01.5-15-1233 от 05.05.2015 года, осуществлялось АО «Транснефть-Приволга» в адрес АО «Транснефть-Прикамье». Согласно товарно-транспортной накладной № 11 от 15.01.2016 года грузоотправителем являлось АО «Транснефть-Приволга».

По результатам административного расследования 11.03.2016 года в отношении АО «Транснефть-Приволга» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ, с последующим привлечением юридического лица к административной ответственности.

В подтверждение, что АО «Транснефть-Приволга» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: определение от 03.03.2016 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.11); протокол об административном правонарушении 63 АА 323811 от 11.03.2016 года, составленный в отношении АО «Транснефть-Приволга» по ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ (л.д.12); договор №201500530-35(СЗМН-01-04-01.5-15-1233) от 05.05.2015 года на поставку продукции(задвижки шиберной), заключенный между АО «Траснефть- Прикамье» и АО «Траснефть-Приволга» (л.д.13-32); свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выданное АО «Транснефть-Приволга» 25.03.2016 года (33-67); устав АО «Транснефть-Приволга» (68-87); протокол об административном правонарушении 16РТ 01367951 от 19.01.2016 года в отношении водителя транспортного средства ФИО4 (л.д.114); протокол о задержании транспортного средства от 19.01.2016 года (л.д.117); акт №435 от 19.01.2016 года определения весовых параметров транспортного средства, согласно которого нагрузка на 3 ось составила 11900 кг, превышение 57,1% (л.д.118); специальное разрешение №0142133 на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и(или) крупногабаритных грузов с указанием допустимой нагрузкой на оси (л.д.119); транспортная накладная от 15.01.2016 года и товарно – транспортная накладная №11 от 15.01.2016 года, в которых грузоотправителем указано АО «Траснефть-Приволга» (л.д.120,121); накладная №016 от 15.01.2016 года на задвижку шиберную (л.д.122); путевой лист №003 с 15.01.2016 по 15.02.2016 года, выданный водителю ФИО2 (л.д.123); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, выданное АО «Траснефть- Приволга» от 31.07.2003 года (л.д.126); свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, выданное АО «Траснефть- Приволга» от 30.12.1997 (л.д.127), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО «Транснефть-Приволга» в совершении данного административного правонарушения.

В постановлении должностного лица и судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Доводы надзорной жалобы о недоказанности вины АО «Транснефть-Приволга» в данном правонарушении, поскольку погрузка груза осуществлялась иной организацией – АО «Транснефть-Прикамье», являются несостоятельными.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Из административного материала усматривается, что погрузка груза осуществлялась юридическим лицом АО «Транснефть - Приволга», что подтверждается товарно –транспортной накладной №11 от 15.01.2016 года (л.д.120,121).

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

У АО «Транснефть-Приволга», осуществляющего погрузку груза, имелась реальная возможность соблюдения правил перевозки тяжеловесных грузов, однако надлежащие меры по соблюдению установленных законодательством требований приняты не были.

Учитывая вышеизложенное, должностным лицом и судебными инстанциями субъект административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, определен верно и выводы о наличии события правонарушения и виновности АО «Транснефть-Приволга» в совершении, вышеуказанного административного правонарушения, являются правильными и обоснованными.

Данная норма определяет административную ответственность специального субъекта – юридического лица, осуществившего погрузку груза в транспортное средство с превышением нагрузки на оси, что образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Вопреки доводам надзорной жалобы, постановление по делу об административном правонарушении вынесенное должностным лицом составлено с соблюдением требований ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в присутствии представителя юридического лица - ФИО3 полномочия которой были удостоверены доверенностью № 07 от 11.03.2016 года, с соблюдением норм, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.

Остальные доводы аналогичные указанные в надзорной жалобе, являлись предметом проверки предыдущими судебными инстанциями, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных решениях, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность решений, состоявшихся по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении настоящего дела должностное лицо и судья городского суда правильно установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Транснефть-Приволга» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.

При этом, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, финансового положения привлекаемого к ответственности юридического лица АО «Транснефть-Приволга», отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, на основании ч.3.2 ст. 4.1 КоАП, судья городского суда обоснованно признал наличие исключительных обстоятельств позволяющих снизить размер назначенного штрафа до 125 000 рублей.

Законность и обоснованность постановления, вынесенного 15.03.2016 года должностным лицом и решения городского суда от 06.05.2016 года, были в полном объеме проверены судьей Самарского областного суда с соблюдением требований ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ и в решении судьи от 14.07.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление должностного лица и решение городского суда, приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения АО «Транснефть-Приволга» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ и наличии исключительных обстоятельств, позволяющих снизить назначенное наказание в виде административного штрафа, до менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица и состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.17 ч. 2 п. 2, 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление начальника ОГИБДД О МВД России по г.Новокуйбышевску Самарской области от 15.03.2016 года, измененное решением Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 06.05.2016 года, решение Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 06.05.2016 года и решение Самарского областного суда от 14.07.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении АО «Транснефть – Приволга» оставить без изменения, а надзорную жалобу директора филиала АО «Транснефть – Приволга» «Центральная база производственного обслуживания» ФИО1 оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.