ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1413/17 от 11.12.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1413\2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 11 декабря 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу директора ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №138 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области, мирового судьи судебного участка №140 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области от 18.08.2017 года и решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №138 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области, мировым судьей судебного участка №140 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области от 18.08.2017 года ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 90 000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.

Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13.10.2017 года постановление мирового судьи от 18.08.2017 года оставлено без изменения.

В надзорной жалобе директор ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 ссылается на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и составление протокола по делу об административном правонарушении с нарушением процессуальных требований; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств дела; полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ составляет 3 месяца, в силу чего юридическое лицо необоснованно привлечено к административной ответственности после истечения срока давности; указывает, что ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области, являясь государственным бюджетным учреждением, финансируемым за счет бюджета Самарской области не имело реальной возможности для самостоятельного исполнения требований пожарной безопасности в силу недостаточности финансирования на данные цели; обращает внимание, что 13.09.2017г. муниципальный район Кинель-Черкасский произвел установку системы противопожарной защиты в ДДС «01» и постановку объекта защиты на проведение пожарного мониторинга в подразделение Государственной противопожарной службы, чем подтвердил исполнение обязательств, принятых соглашением от 29.03.2012г. и договором №105-БП/2012 от 30.12.2011 года; считает, что поскольку правонарушение на момент рассмотрения апелляционной жалобы на постановление мирового судьи было устранено собственником имущества – муниципальным районом Кинель-Черкасский, производство по данному делу подлежало прекращению за малозначительностью с применением положений ст.2.9 КоАП РФ, - в связи с чем просит отменить состоявшиеся судебные решения в отношении ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области с прекращением производства по делу.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что надзорная жалоба полежит частичному удовлетворению.

Согласно ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон от 21.12.1994г. №69-ФЗ), руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст.6 Закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.

Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с 12 часов 00 минут 13.07.2016г. по 12 часов 00 минут 29.07.2016г. старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - государственным инспектором г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский по пожарному надзору на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский по пожарному надзору №97 от 30.06.2016г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области, расположенного по адресу: <...>, соблюдения правил пожарной безопасности на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности и по результатам проверки государственным инспектором г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский по пожарному надзору 29.07.2016г. директору юридического лица ФИО1 выдано предписание №97\1\1 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.03.2017 года (л.д.9).

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 31.05.2017г. инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области во исполнение распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №90 от 25.04.2017г., выявлено невыполнение ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области в установленный срок до 01.03.2017г. пункта 1 предписания №97\1\1 от 29.07.2016г., а именно, в нарушение ч.7 ст.83 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на объекте защиты система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

По результатам проверки 20.07.2017г. инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области в отношении ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.

В подтверждение, что ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: распоряжение начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области №90 от 25.04.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, с отметкой о получении копии распоряжения директором ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 28.04.2017г. (л.д.5-6); акт проверки №90 от 31.05.2017г., согласно которому в ходе внеплановой выездной проверки выявлен факт невыполнения предписания №97\1\1 от 29.07.2016г. (л.д.7-8; 49-51); предписание №97\1\1 от 29.07.2016г. об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.03.2017г., с отметкой о получении его директором ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 (л.д.9); протокол №213 от 20.07.2017г. об административном правонарушении (л.д.13-14; 53-55); устав ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области; распоряжение о приеме ФИО1 на работу в ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области на должность директора №395-ок от 06.12.2011 года (л.д.52); показания старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - государственного инспектора г.о.Отрадный и м.р.Кинель-Черкасский по пожарному надзору ФИО3 об обстоятельствах выявления признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ и составления в отношении ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области протокола об административном правонарушении, - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, судебными инстанциями признаны допустимыми доказательствами, обоснованно положены в основу обжалуемых судебных постановлений и не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

Законному представителю юридического лица - директору ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 разъяснялись права, предусмотренные статьями 25.1, 25.4 КоАП РФ, о чем свидетельствует подпись в протоколе об административном правонарушении в графе разъяснения прав лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (л.д.13 обратная сторона).

Директором ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 каких-либо замечаний о нарушениях при оформлении протокола по делу об административном правонарушении, при его подписании не указано. Объективных данных, свидетельствующих о фальсификации доказательств по делу, директором ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 не представлено и в исследованных материалах дела об административном правонарушении не содержится.

Предписание №97\1\1 от 29.07.2016г. выдано уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции и обладает достаточной степенью конкретизации, чтобы считаться исполнимым, поскольку содержит подробное описание самого нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, а также указания на нормы права, нарушенные ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области.

Директор ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 и представитель юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда не оспаривали факт неисполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности №97\1\1 от 29.07.2016г.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор и данное обстоятельство не лишало возможности ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области привлечь для выполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности образовательного учреждения. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере образования.

Доводы надзорной жалобы директора ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 об отсутствии вины образовательного учреждения в инкриминируемом правонарушении, поскольку оно не является лицом, обязанным производить ремонтные работы текущего и капитального характера в зданиях школы, а также приобретать дополнительное оборудование для соблюдения противопожарной безопасности, не является субъектом правонарушения, ГБОУ является государственным бюджетным образовательным учреждением и финансируется из бюджета Самарской области, не принимаются во внимание.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст.38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно Уставу ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области, собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является Самарская область. При этом учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в министерстве управления финансами Самарской области и в территориальном органе Федерального казначейства Самарской области, обладает автономией (самостоятельностью) в осуществлении финансово-экономической деятельности.

Следовательно, ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области, пользуясь имуществом на законных основаниях, обязано обеспечивать соблюдение в помещении требований пожарной безопасности. Доводы об обратном являются несостоятельными.

Данных, подтверждающих, что ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области предприняло своевременно все меры для выполнения предписания в установленный срок до 01.03.2017г., в том числе уведомило орган, осуществляющий государственный пожарный надзор о невозможности выполнения предписания в указанный срок, и обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения требований, содержащихся в предписании, в материалах дела не представлено и к надзорной жалобе в подтверждение доводов не приложено.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что предписание №97\1\1 от 29.07.2016г. обжаловалось ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области в установленном законом порядке, либо о том, что оно признано незаконным. Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно в данном случае представители юридического лица признали законность и обоснованность указанного документа, и согласились со сроками его исполнения.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области не приняты все зависящие от него необходимые меры по надлежащему и своевременному исполнению предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности и привлечению необходимых для этого денежных средств в установленный срок до 01.03.2017 года.

Оценив характер допущенного ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, предыдущие судебные инстанции обоснованно пришли к выводу, что нарушение требований пожарной безопасности в здании школы, в виде отсутствия дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, на необходимость устранения которого указано в предписании, - могло повлечь негативные последствия, и привести к недопустимому риску жизнь и здоровье людей на указанном объекте защиты, на котором осуществляется деятельность в сфере школьного образования. Пожарная безопасность должна обеспечиваться учащимся, персоналу образовательных учреждений в соответствии с действующими в настоящее время требованиями пожарной безопасности. Правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.

Однако исходя из ч.1 ст.4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ по общему правилу составляет три месяца.

В соответствии с ч.3 ст.4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, в зависимости от субъекта привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, отличается срок давности по данному правонарушению: если физическое лицо - один год, поскольку в санкции есть наказание в виде дисквалификации; если юридическое лицо - три месяца.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что срок исполнения предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор от 29.07.2016г. №97\1\1, невыполнение которого вменено юридическому лицу, установлен до 01.03.2017г.

Таким образом, на момент привлечения ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области к административной ответственности постановлением мирового судьи от 18.08.2017 года по ч.13 ст. 19.5 КоАП РФ, по настоящему делу истек трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, который начал исчисляться с 01.03.2017г. и истек 01.06.2017г.

Судьей Кинель-Черкасского районного суда Самарской области при рассмотрении 13.10.2017 года жалобы директора ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 на постановление мирового судьи от 18.08.2017 года данное обстоятельство, имеющее существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, не учтено.

Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах постановление и.о. мирового судьи судебного участка №138 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области, мирового судьи судебного участка №140 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области от 18.08.2017 года и решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенные в отношении ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области, не могут быть признаны законными и подлежат отмене, производство по данному делу подлежит прекращению в соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Надзорную жалобу директора ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №138 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области, мирового судьи судебного участка №140 Кинель-Черкасского судебного района Самарской области от 18.08.2017 года и решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13.10.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ГБОУ СО ООШ с.Сарбай м.р.Кинель-Черкасский Самарской области, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.