4а-1415/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 11 декабря 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1, действующей в интересах АО «Росскат» на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №147 Нефтегорского судебного района Самарской области - мирового судьи судебного участка №123 Нефтегорского судебного района Самарской области от 07.09.2018г. и решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 15.10.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – АО «Росскат»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №147 Нефтегорского судебного района Самарской области - мирового судьи судебного участка №123 Нефтегорского судебного района Самарской области от 07.09.2018г. – АО «Росскат» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей за представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации) в неполном объеме.
Решением Нефтегорского районного суда Самарской области от 15.10.2018г. постановление мирового судьи от 07.09.2018г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель ФИО1 ссылается на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении и несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считает дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; указывает, на наличие у налогового органа документов, которые были повторно запрошены у АО «Росскат»; просит состоявшиеся судебные решения в отношении АО «Росскат» отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Частью 4 указанной статьи предусмотрен перечень документов (копий документов), связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, необходимых для осуществления валютного контроля.
На основании пункта 1 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как органа валютного контроля переданы Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.
Пунктами 1 и 5.1.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (ред. от 03.10.2018) "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" предусмотрено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам).
В силу пункта 2 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, утвержденного Приказом Минфина России от 04 октября 2011 года N 123н (далее - Регламент), не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.10.2011 N 123н, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Из пункта 5 данного Административного регламента следует, что налоговые органы, а также их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Исходя из пункта 25 Административного регламента, в целях проведения проверки должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от проверяемого резидента (нерезидента) на основании частей 1 и части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
В силу пункта 2 Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 года N 98, в целях осуществления валютного контроля уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, а резиденты и нерезиденты обязаны представлять уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 указанной статьи.
Согласно пункту 10 Правил обязанность резидента и нерезидента представить уполномоченному Правительством Российской Федерации органу валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию считается исполненной, если резидент или нерезидент представил уполномоченному Правительством Российской Федерации органу валютного контроля подтверждающие документы (копии документов) и информацию, указанные в запросе (дополнительном запросе), в полном объеме и в срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации органом валютного контроля.
Таким образом, законодательством установлен порядок представления документов, подтверждающих соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций, по запросу налогового органа.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в связи с проводимой проверкой соблюдения валютного законодательства в деятельности – АО «Росскат», МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в адрес акционерного общества был направлен запрос от 06.07.2018 года о предоставлении документов и информации в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня получения запроса.
24.07.2018г. АО «Росскат» представлены документы в МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области не в полном объеме, а именно не представлены: ведомость банковского контроля к паспорту сделки от ДД.ММ.ГГГГ№; справки о подтверждающих документах, оформленные в связи с исполнением контракта № от 10.09.2015г.; счета – фактуры (инвойсы) по контракту № от 10.09.2015г. за весь период действия контракта; карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ за весь период действия контракта; карточка счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ за весь период действия контракта; переписка с исполнителем (<данные изъяты> по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ за весь период действия контракта; товарно- транспортные накладные по поставке сырья по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ за весь период действия контракта, - в связи с чем 07.08.2018г. главным государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ФИО2 в отношении АО «Росскат» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, за представление в государственный орган осуществляющий государственный контроль (надзор), сведений (информации) в неполном объеме.
В подтверждение, что АО «Росскат» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 07.08.2018г. (л.д.3-6); запрос о предоставлении документов и информации за № от 06.07.2018г. (л.д.11-14); выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 08.08.2018г. (л.д. 26-28); пояснения главного государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ФИО2 данные мировому судье в судебном заседании 07.09.2018г. о том, что в связи с поступившей из Центрального банка РФ информации о совершении АО «Росскат» валютной операции с нарушением, в рамках валютного контроля МИФНС запрошены документы у АО «Росскат» (л.д.44), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности АО «Росскат» в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с нормами КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом, судебными инстанциями признаны допустимыми доказательствами, обоснованно положены в основу обжалуемых судебных постановлений и не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Довод надзорной жалобы о том, что в соответствии с абз.6 п.5 ст.23 ФЗ №173-ФЗ одни и те же документы представляются резидентами органу валютного контроля однократно и не подлежат повторному представлению не состоятелен, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Согласно ч.5 ст. 23 Федерального закона №173-ФЗ органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления органам и агентам валютного контроля.
На основании абз.6 ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ, одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу и агенту валютного контроля, их территориальным подразделениям, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в этих документах.
Основанием для направления МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области запроса № от 06.07.2018г. о предоставлении документов и информации в рамках проведения валютного контроля послужила информация, поступившая из Центрального банка РФ о совершении АО «Росскат» валютной операции с нарушением.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, запрашиваемые от АО «Росскат» документы (копии документов), связаны с проведением валютных операций и АО «Росскат» не представлены сведения о направлении ранее вышеуказанных документов налоговому органу по запросу № от 06.07.2018г.
При изложенных обстоятельствах, АО «Росскат» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в действиях АО «Росскат» состава административного правонарушения предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы ФИО1, действующей в интересах АО «Росскат» на постановление мирового судьи от 07.09.2018г. судьей Нефтегорского районного суда Самарской области дело проверено в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 15.10.2018г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и указаны мотивы, по которым районный судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения юридического лица – АО «Росскат» к административной ответственности по ст.19.7 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.
Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.
Довод о формальном рассмотрении дела судебными инстанциями не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.
Наказание АО «Росскат» назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ст.19.7 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу юридического лица – АО «Росскат», по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление и.о. мирового судьи судебного участка №147 Нефтегорского судебного района Самарской области - мирового судьи судебного участка №123 Нефтегорского судебного района Самарской области от 07.09.2018г. и решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 15.10.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – АО «Росскат», оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО1, действующей в интересах АО «Росскат» оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров