ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-141/2017 от 14.07.2017 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

№ 4А-141/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 14 июля 2017 года

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Марий Эл Бабин С.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Марий Эл ФИО1 на вступившее в законную силу определение мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 2 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

определением мирового судьи судебного участка № 2
Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 2 мая 2017 года возвращены протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 и прилагаемые материалы в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл.

В протесте, поступившем в Верховный Суд Республики Марий Эл
15 июня 2017 года, заместитель прокурора Республики Марий Эл ФИО1 просит определение мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 2 мая 2017 года отменить, дело об административном правонарушении направить на рассмотрение мировому судье.

Проверив доводы протеста с приложенными к нему материалами, прихожу к следующим выводам.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела, а также правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Из содержания статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Часть 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения наказания за неуплату административного штрафа в срок, установленный частью 1 статьи 32.2 данного Кодекса, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.

Согласно части 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

В соответствии с частью 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 23.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно части 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.

Таким образом, стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Системный анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

То обстоятельство, что сотрудники антимонопольного органа не наделены полномочиями по доставлению в суд лиц, в отношении которых составлены протоколы об административном правонарушении, влекущем назначение административного наказания в виде административного ареста, не может являться основанием для отмены определения мирового судьи.

При изложенных обстоятельствах не имеется оснований не согласиться с определением мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 2 мая 2017 года, которым на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении протокол об административном правонарушении с иными материалами дела был возвращен в административный орган в связи с неявкой в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем назначение административного наказания в виде административного ареста.

Руководствуясь частью 2 статьи 30.13, статьями 30.17– 30.19 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

определение мирового судьи судебного участка № 2 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 2 мая 2017 года оставить без изменения, протест заместителя прокурора Республики Марий Эл ФИО1- без удовлетворения.

Заместитель председателя

Верховного Суда

Республики Марий Эл С.В. Бабин