ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1421/2015 от 29.02.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Мировой судья – Паршаков А.В. 44а-93/2016

Судья – Литвинов Ю.М.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Пермь 29 февраля 2016 года

Заместитель председателя Пермского краевого суда Гилёва М.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе *** ФИО1, поданной защитником Андреевым П.А., на вступившее в законную силу решение Губахинского городского суда Пермского края от 20.11.2015, принятое по результатам рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Губахинского судебного района Пермского края от 19.10.2015 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6, ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы администрации города Губаха Пермского края ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Губахинского судебного района Пермского края от 19.10.2015 указанное должностное лицо признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных, ч.ч. 1, 2 ст. 20.6, ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (т. 1 л.д. 131-134).

Решением Губахинского городского суда Пермского края от 20.11.2015 постановление мирового судьи изменено, из числа вменённых должностному лицу нарушений исключены: отсутствие обозначения мест размещения противорадиационных укрытий путём нанесения установленного знака на видном месте при входе, не обеспечение сохранности защитных свойств защитно-герметичных дверей и сохранности инженерно-технического оборудования в противорадиационных укрытиях, расположенных по адресам: ул. Мира, 1, 13, 15, 23, 26, 29, г. Губаха; не обеспечение герметизации и гидроизоляции помещений противорадиационных укрытий, расположенных по адресам: ул. Мира, 13, 15, 23, 26, 29. В остальной части постановление оставлено без изменений (т. 2 л.д. 108-112).

В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 24.12.2015, защитник ставит вопрос об отмене решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, просит принять по делу новый судебный акт.

Дело об административном правонарушении истребовано 15.01.2016, поступило в Пермский краевой суд 27.01.2016.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 1). Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 2).

В соответствии со ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (ч. 1). Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 2).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с ежегодным планом проведения проверок органов местного самоуправления на 2015 год и на основании распоряжений заместителя начальника Главного управления – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 23.06.2015 № 16, 28 в отношении администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края проведены плановые выездные проверки с целью контроля за соблюдением требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (т. 1 л.д. 10-14, 39-43). Результаты проверок и выявленные нарушения отражены в актах проверок от 07.08.2015 № **, **, составленных должностными лицами Главного управления МЧС России по Пермскому краю. Выявленные проверками нарушения заключаются согласно актам в следующем: план гражданской обороны и защиты населения городского округа «Город Губаха» Пермского края не согласован с начальником Главного управления МЧС России по Пермскому краю (нарушение требований ч. 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, п.п. 3, 56 Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, утверждённого приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70дсп); не созданы курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, не организована их деятельность и обучение населения муниципального образования способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (нарушение требований абз. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, п. 15.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687); не проведено обучение (переподготовка) главы городского округа в области гражданской обороны в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермского края (нарушение требований пп. «б» п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, п. 3 Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утверждённого Приказом МЧС России от 13.11.2006 № 646); не проведено обучение должностных лиц, входящих в состав эвакоприёмной комиссии, начальников приёмных эвакуационных пунктов, по соответствующим программам в учебно-методических центрах, на курсах гражданской обороны (нарушение требований п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пп. «б» п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, п. 38 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2004 № 303); не проведено обучение по соответствующим программам в учебно-методических центрах должностных лиц, входящих в состав комиссии по повышению устойчивости функционирования (нарушение требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, пп. «б» п. 3 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841); не создана муниципальная система оповещения населения, которая не поддерживается в постоянной готовности в населённых пунктах Ключи, Парма, Нагорнский, Шестаки, Углеуральский, 10-й километр, 20-й километр (не обеспечено доведение информации и сигналов оповещения до жителей данных населённых пунктов) (нарушение требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п.п. 4, 12, 14 Положения о системах оповещения населения, утверждённого Приказами МЧС России № 422, Мининформсвязи России № 90, Минкультуры России № 376 от 25.07.2006); не обозначены места размещения противорадиационных укрытий, не обеспечена сохранность защитных свойств защитно-герметических дверей, инженерно-технического оборудования помещений противорадиационных укрытий, расположенных по адресам: ул. Мира 1, 13, 15, 23, 26, 29, ул. Чернышевского, 30, ул. Бутлерова, 11, г. Губаха, Пермский край; не обеспечена герметизация и гидроизоляция помещений противорадиационных укрытий, расположенных по адресам: ул. Мира 13, 15, 23, 26, 29, ул. Чернышевского, 30, ул. Бутлерова, 11, г. Губаха, Пермский край (нарушение требований п. 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583); не разработан паспорт безопасности территории городского округа «Город Губаха» (нарушение требований п. 4 Приложения к приказу МЧС России от 25.10.2004 № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»); не утверждены календарные планы, подлежащих согласованию (утверждению) соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (нарушение требований п. 27 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утверждённых Приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621); не проведено обучение (переподготовка, повышение квалификации) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствующих образовательных учреждениях (центрах, курсах) членов комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности городского округа «Город Губаха» (нарушение требований ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.п. 7, 18 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794; пп. «д» п. 2, пп. «д» п. 4, пп. «в» п. 6 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547); не обеспечена готовность созданных сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (АСС г. Губаха) на территории городского округа «Город Губаха» - не проведена аттестация указанного аварийно-спасательного формирования в установленном законом порядке (нарушение требований п. «а» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; п.п. 6, 14 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794). Данные обстоятельства послужили основанием для составления протоколов от 31.08.2015 № 1, 2 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - *** – ФИО1 (т. 1 л.д. 33-35, 36-38), а также протоколов от 31.08.2015 № 2, 3 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении этого же должностного лица (т. 1 л.д. 4-6, 7-9).

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Губахинского судебного района Пермского края от 07.09.2015 материалы дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - *** – ФИО1 объединены в одно производство (т. 1 л.д. 1).

Факт совершения должностным лицом вменённых административных правонарушений подтверждается указанными актами проверок, протоколами об административных правонарушениях, пояснениями представителей должностного лица в ходе судебных заседаний.

Собранные по делу доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, судебными инстанциями им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Действия (бездействие) должностного лица, выразившиеся в несоблюдении вышеприведённых требований, образуют объективные стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6, ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ. Вина должностного лица нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Признавая должностное лицо виновным в невыполнении требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и требований и мероприятий в области гражданской обороны, мировой судья обоснованно исходил из доказанности наличия в действиях (бездействии) *** составов вменённых ему административных правонарушений. Из постановления по делу об административном правонарушении от 19.10.2015 следует, что назначая административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., мировой судья руководствовался ст.ст. 3.1, 4.1, ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, пришёл к выводу о наличии обстоятельства, смягчающего административную ответственность (принятие мер по добровольному устранению нарушений), и о наличии в неправомерных действиях (бездействии) должностного лица идеальной совокупности административных правонарушений.

Правомерно исключая из постановления мирового судьи указание на совершение должностным лицом части вменённых правонарушений указанных выше, суд вышестоящей инстанции исходил из того, что помещения противорадиационных укрытий, расположенных по адресам: ул. Мира, 1, 13, 15, 23, 26, 29, г. Губаха Пермского края, в которых проверкой обнаружены нарушения, не являются муниципальным имуществом, бремя его (имущества) содержания не может быть возложено на администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края. В остальной части суд вышестоящей инстанции согласился с выводами мирового судьи.

Доводы жалобы отмену или изменение судебных постановлений не влекут.

Оспаривая выводы судебных инстанций о наличии вины должностного лица и об обоснованности назначения административного наказания, заявитель указывает на наличие предусмотренного законом (ч. 4 ст. 24.4 КоАП РФ) основания для прекращения производства по делу. Данный довод является несостоятельным в силу следующего.

Согласно ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.

Из материалов дела и приложенных к жалобе копий документов не следует, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления. Приложенные к жалобе документы не свидетельствуют о реализации кем-либо из уполномоченных лиц указанного полномочия (приложенные к жалобе светокопии писем за подписью главы местной администрации отметок о их направлении и получении адресатом не имеют); кроме того, заявителем не представлено доказательств недостаточности выделяемых средств для исполнения требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же требований и мероприятий в области гражданской обороны и недопущения обнаруженных нарушений.

Постановление о привлечении должностного лица - *** ФИО1 к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6, ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностному лицу по правилам ч.ч. 2, 3 ст. 4.4 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Губахинского судебного района Пермского края от 19.10.2015 и решение Губахинского городского суда Пермского края от 20.11.2015 по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 20.6, ч.ч. 1, 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении *** ФИО1 оставить без изменения, жалобу должностного лица - *** ФИО1 – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Пермского краевого суда