ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-142/2018 от 29.06.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Дело №4а-142/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Салехард 29 июня 2018 года

И.о.председателя суда Ямало-Ненецкого автономного округа Шошина А.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 - представителя АО «Ямалкоммунэнерго» по доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка №1 судебного района города окружного значения Салехард от 19 декабря 2017 года и решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 судебного района города окружного значения Салехард от 19 декабря 2017 года, оставленным без изменения решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2018 года, Акционерное общество «Ямалкоммунэнерго» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные решения защитник юридического лица ФИО1 просит их отменить, а производство по делу прекратить.

Защитник указывает, что юридическим лицом приняты все необходимые меры для выполнения предписания. Так, в целях доукомплектования штата в центр занятости населения поданы заявки, соответствующая информация размещена в средствах массовой информации, осуществлен прием на работу двух работников. Обращает внимание, что Обществом был представлен план тепловых сетей, содержащий требуемые элементы на бумажном носителе; представлены графики проведения контрольных противоаварийных и противопожарных тренировок с персоналом; выявленные нарушения строительных конструкций здания общеузловой котельной в г.Губкинский не представлялось возможным устранить в установленный в предписании срок. Автор жалобы полагает, что допущенные юридическим лицом нарушения являются малозначительными, что позволяет прекратить производство по делу на этом основании.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - влечет административную ответственность.

Из материалов дела следует, что 4 августа 2017 года должностным лицом Северо-Уральского управления Ростехнадзора Акционерному обществу «Ямалкоммунэнерго» выдано предписание об устранении нарушений законодательства со сроком исполнения до 30 сентября 2017 года (л.д.47-52).

При проведении 18 октября 2017 года проверки исполнения предписания установлено, что пункты предписания №№2, 7, 9, 16, 18 в установленный срок не исполнены (л.д.7-11).

Так, пунктом №7 предписания на юридическое лицо возлагалась обязанность исполнения требований пунктов 6.2.5, 6.2.6 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115, согласно которым, на план тепловой сети наносятся соседние подземные коммуникации (газопровод, канализация, кабели); на плане тепловой сети систематически отмечаются места и результаты плановых шурфовок, места аварийных повреждений, затоплений трассы и переложенные участки.

Пунктом №9 возлагалась обязанность устранения нарушения в части неисполнения требований пункта 6.2.33 приложения №5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которому, в паспортах участков теплосети ведется учет продолжительности эксплуатации трубопроводов и конструкций теплосети, делаются записи о результатах всех видов испытаний (кроме ежегодных на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона), заносятся сведения о ремонтах, реконструкциях и технических освидетельствованиях.

Пунктом №16 предписания на юридическое лицо возлагалась обязанность устранения до 30 сентября 2017 года нарушений требований пункта 6.2.61 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым, для каждой контрольной точки тепловой сети и на узлах подпитки в виде режимной карты устанавливаются допустимые значения расходов и давлений воды в подающем, обратном (и подпиточном) трубопроводах, соответствующие нормальным гидравлическим режимам для отопительного и летнего периодов.

Между тем режимные карты работы сетей теплоснабжения утверждены лишь 12 октября 2017 года (л.д.172-183).

Из пункта №18 предписания от 4 августа 2017 года следует, что согласно представленному акту весеннего осмотра зданий и сооружений в Общеузловой котельной дверной блок разрушен, наблюдается просадка и частичное разрушение полов, разбиты стекла в оконных блоках, частичное разрушение цоколя. Мероприятия по устранению данных нарушений не представлены.

В соответствии с пунктами 3.3.4, 3.3.6, 3.3.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации. Весенний осмотр производится в целях оценки технического состояния зданий и сооружений после таяния снега или дождей осенне-весеннего периода. При весеннем осмотре уточняются объемы работы по текущему ремонту зданий и сооружений, выполняемому в летний период, и выявляются объемы работ по капитальному ремонту для включения их в план следующего года и в перспективный план ремонтных работ (на 3 - 5 лет). По результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра составляется акт, который утверждается руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.

Между тем перечень мероприятий об объемах работ, необходимых для ремонта здания общеузловой котельной утвержден главным инженером филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в г.Губкинский лишь 4 декабря 2017 года (л.д.135).

Фактические обстоятельства правонарушения, в части неисполнения пунктов 7, 9, 16 и 18 предписания от 4 августа 2017 года подтверждаются доказательствами, исследованными судебными инстанциями и которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судебных инстанций о наличии в действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ являются правильными.

Вместе с тем судебные решения подлежат изменению в силу следующего.

Пунктом №2 предписания от 4 августа 2017 года на АО «Ямалкоммунэнерго» возложена обязанность укомплектации штата центральной диспетчерской службы в филиале АО «Ямалкоммуэнерго» в г.Губкинский.

Судебные инстанции пришли к выводу о виновности юридического лица в неисполнении данного требования.

Согласно пункту 15.5.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, комплектация оперативно-диспетчерского персонала по численности и квалификации осуществляется в соответствии с отраслевыми нормативными документами и настоящими Правилами.

Между тем положения названного пункта не содержат безусловной обязанности по комплектации персонала в полном объеме согласно штатному расписанию.

Кроме этого, судебными инстанциями не принято во внимание, что юридическим лицом до окончания срока исполнения предписания и до проведения проверки его исполнения приняты меры, направленные на комплектацию оперативно-диспетчерского персонала - поданы заявки в центр занятости населения г.Губкинский, в средствах массовой информации размещены объявления о наличии вакансий (л.д.125-131).

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае, АО «Ямалкоммунэнерго» приняты все зависящие от него меры, направленные на комплектацию оперативно-диспетчерского персонала, что свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в неисполнении названного пункта предписания должностного лица.

Подлежит исключению из объема предъявленного юридическому лицу обвинения и указание о невыполнении обязанности по исполнению предписания в части устранения нарушений требований пункта 6.2.60 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которому гидравлические режимы водяных тепловых сетей разрабатываются ежегодно для отопительного и летнего периодов; для открытых систем теплоснабжения в отопительный период режимы разрабатываются при максимальном водоразборе из подающего и обратного трубопроводов и при отсутствии водоразбора.

Как следует из содержания пункта №16 предписания обязанность по разработке гидравлических режимов водяных тепловых сетей на АО «Ямалкоммунэнерго» должностным лицом не возлагалась, тогда как в акте проверки от 18 октября 2017 года имеет место указание о невыполнении названного выше пункта.

Кроме этого, из протокола об административном правонарушении, постановлении по делу об административном правонарушении и решении, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы на постановление, следует, что АО «Ямалкоммунэнерго» виновно и в невыполнении пункта №11 предписания от 4 августа 2017 года.

Указанные выводы являются неверными, поскольку при проведении проверки исполнения предписания не выявлено, что данный пункт не исполнен, что отражено в акте проверки от 18 октября 2017 года (л.д.7-11).

Учитывая изложенное постановление мирового судьи судебного участка №1 судебного района города окружного значения Салехард от 19 декабря 2017 года и решение Салехардского городского суда от 21 марта 2018 года подлежат изменению путем исключения из них указания о виновности АО «Ямалкоммунэнерго» в неисполнении пунктов №2 и №11, а также указания на необходимость исполнения требований пункта 6.2.60 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Вместе с тем, изменение судебных решений не является основанием для смягчения назначенного АО «Ямалкоммунэнерго» административного наказания, которое назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного АО «Ямалкоммунэнерго» административного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ в ходе рассмотрения данного дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу представителя АО «Ямалкоммунэнерго» ФИО1 - удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка №1 судебного района города окружного значения Салехард от 19 декабря 2017 года и решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Ямалкоммунэнерго» изменить, исключить из них указание о виновности АО «Ямалкоммунэнерго» в неисполнении пунктов №2 и №11, а также указания на необходимость исполнения требований пункта 6.2.60 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, содержащихся в предписании государственного инспектора отдела энергетического надзора по ЯНАО Северо-Уральского управления Ростехнадзора от 4 августа 2017 года .

В остальном судебные решения оставить без изменения.

И.о.председателя суда

Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) А.Н.Шошина

Копия верна:

И.о.председателя суда

Ямало-Ненецкого автономного округа А.Н.Шошина