ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1439/19 от 06.11.2019 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

№ 4а-1439/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 6 ноября 2019 года

Заместитель председателя Нижегородского областного суда Сапега В.А., рассмотрев жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» на постановление Кстовского городского суда Нижегородской области от 9 апреля 2019 года и решение Нижегородского областного суда от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Кстовского городского суда Нижегородской области от 9 апреля 2019 года ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Решением Нижегородского областного суда от 10 июля 2019 года постановление Кстовского городского суда Нижегородской области оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствиям в действиях ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» события и состава правонарушения.

Согласно части 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив истребованное по жалобе дело об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения вмененного юридическому лицу административного правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-IV классов опасности», на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Как установлено судебными инстанциями в ходе производства по делу, юридическое лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» привлечено к административной ответственности за несоблюдение экологических требований, которое им допущено при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и выявлено ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что в процессе производственной и хозяйственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в ноябре 2018 года образовались следующие виды отходов: щелочь отработанная при очистке углеводородного сырья из меркаптанов и сероводородов (код по Федеральному классификатору каталога отходов ФККО 3 08 204 01 10 3 и сорбент на основе оксида цинка отработанный (код по ФККО 4 42 601 01 20 3) (л.д.107).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», в рамках действующего договора на транспортирование и размещение отходов, осуществляло со своей территории автотранспортными средствами ООО «Лук Регионы» вывоз отходов, имеющих паспорта третьего класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (л.д.82-85).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО, совместно с представителями ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и представителями ОВД по Балахнинскому району проведен осмотр трех автотранспортных средств марки <данные изъяты> государственный номер полуприцеп государственный номер (№1), <данные изъяты> государственный номер полуприцеп государственный номер (№2), <данные изъяты> государственный номер полуприцеп государственный номер (№3), перевозивших металлические бочки с отходами ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (л.д.28-30).

В результате проведенного анализа на токсичность проб (отходов) из металлических бочек установлено, что исследуемые отходы не соответствуют предъявленным паспортам отходов третьего класса, а именно: отходы в бочках в полуприцепе государственный номер (№3) относятся к IV классу опасности (протокол -З/Т л.д.33), в бочках в полуприцепе (№2) – к IV классу опасности (протокол -З/Т л.д.48), в бочках в полуприцепе (№1) – к V классу опасности (протокол -З/Т л.д.62) и ко II классу опасности (протокол -З/Т л.д.64).

20 февраля 2019 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды по ПФО ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении за нарушение юридическим лицом ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» требований ч.1 ч.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-IV классов опасности» (л.д.1-3).

Вина юридического лица – ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.1-3), актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований (л.д.20-21), заявкой (л.д.18), актом отбора проб (л.д.28-30,140-144), протоколами результатов анализа на токсичность отходов (л.д.33,48,62,64), письменными объяснениями водителей проверяемых автотранспортных средств (л.д.31-32,46-47,60-61), договором на транспортирование и размещение отходов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85-96), фотоматериалами (л.д.22-27) и другими доказательствами.

Совокупность установленных государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ПФО и судебными инстанциями фактических и правовых оснований, позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суждение заявителя о том, что, поскольку вид отходов включен в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов не требуется, выводов судебных инстанций не опровергают. Из доводов жалобы, о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» были приняты все зависящие от него меры и проведены необходимые мероприятия для подготовки документации по паспортизации отходов, в том числе по проведению расчета класса опасности, с привлечением независимой организации, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.

Доводы жалобы о нарушении порядка отбора проб не нашли подтверждения материалами дела, были предметом рассмотрения в суде первой и второй инстанций, им дана надлежащая оценка, выводы по ним изложены в принятых по делу судебных актах.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

При производстве по настоящему делу порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции закона, действующего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности).

Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ и статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов по доводам, указанным в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Кстовского городского суда Нижегородской области от 9 апреля 2019 года и решение Нижегородского областного суда от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица –ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» - без удовлетворения.

Заместитель председателя суда В.А. Сапега