№ 4а-1440/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 6 ноября 2019 года
Заместитель председателя Нижегородского областного суда Сапега В.А., рассмотрев жалобу ФИО6 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ФИО3 В.В. на постановление Кстовского городского суда Нижегородской области от 9 апреля 2019 года и решение Нижегородского областного суда от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела экологии ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Кстовского городского суда Нижегородской области от 9 апреля 2019 года должностное лицо – ФИО2 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Решением Нижегородского областного суда от 10 июля 2019 года постановление Кстовского городского суда Нижегородской области оставлено без изменения, жалоба должностного лица – ФИО2 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ФИО3 В.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.12 КоАП РФ, ФИО3 В.В. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО3 В.В. события и состава административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив истребованное по жалобе дело об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения вмененного должностному лицу административного правонарушения) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-IV классов опасности», на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Как установлено судебными инстанциями в ходе производства по делу, должностное лицо ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ФИО3 В.В. привлечен к административной ответственности за несоблюдение экологических требований, которое им допущено при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» и выявлено 30 ноября 2018 года.
Из материалов дела следует, что в процессе производственной и хозяйственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в ноябре 2018 года образовались следующие виды отходов: щелочь отработанная при очистке углеводородного сырья из меркаптанов и сероводородов (код по Федеральному классификатору каталога отходов ФККО 3 08 204 01 10 3) и сорбент на основе оксида цинка отработанный (код по ФККО 4 42 601 01 20 3) (том 1 л.д.79-80,81,83).
29 ноября 2018 года ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», в рамках действующего договора на транспортирование и размещение отходов, осуществляло со своей территории автотранспортными средствами <данные изъяты>» вывоз отходов, имеющих паспорта третьего класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (том 1 л.д.87-98).
30 ноября 2018 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ПФО, совместно с представителями ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» и представителями ОВД по Балахнинскому району проведен осмотр трех автотранспортных средств марки КАМАЗ 65116 А4 государственный номер № полуприцеп государственный номер № (№1), КАМАЗ 65116 А4 государственный номер № полуприцеп государственный номер № (№2), КАМАЗ 65116 А4 государственный номер № полуприцеп государственный номер № (№3), перевозивших металлические бочки с отходами ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (том 1 л.д.29-30).
В результате проведенного анализа на токсичность проб (отходов) из металлических бочек установлено, что исследуемые отходы не соответствуют предъявленным паспортам отходов третьего класса, а именно: отходы в бочках в полуприцепе государственный номер №№3) относятся к IV классу опасности (протокол №-З/Т том 1 л.д.34), в бочках в полуприцепе №2 – к IV классу опасности (протокол №-З/Т том 1 л.д.49), в бочках в полуприцепе №1 – к V классу опасности (протокол №-З/Т том 1 л.д.65) и ко II классу опасности (протокол №-З/Т том 1 л.д.67).
20 февраля 2019 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды по ПФО ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении № за нарушение должностным лицом ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» требований ч.1 ч.3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов 1-IV классов опасности» (л.д.1-3).
Вина должностного лица – ФИО2 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ФИО3 В.В. в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (том 1 л.д.1-3), актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований (том 1 л.д.21-22), заявкой, схемой, актом отбора проб (том 1 л.д.29-31), протоколами результатов анализа на токсичность отходов (том 1 л.д.34,49,65,67), письменными объяснениями водителей проверяемых автотранспортных средств (том 1 л.д.32-33,47-48,61-62), договором на транспортирование и размещение отходов от 1 января 2018 года (том 1 л.д.85-96), фотоматериалами (том 1 л.д.23-28), приказом №-ПП от 11 октября 2017 года о назначении ответственным за проведение производственного экологического контроля на предприятии В.В.ФИО3 (том 1 л.д.97-98), должностной инструкцией (том 1 л.д.99-109) и другими доказательствами.
Совокупность установленных государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ПФО и судебными инстанциями фактических и правовых оснований, позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Суждение заявителя о том, что, поскольку вид отходов включен в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов не требуется, выводов судебных инстанций не опровергают. Из доводов ФИО3 В.В., что были приняты все зависящие от него меры и проведены необходимые мероприятия для подготовки документации по паспортизации отходов, в том числе заключены договоры по проведению расчета класса опасности с привлечением независимой организации, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что ФИО3 В.В. не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об отходах или о невозможности их соблюдения.
Доводы жалобы о нарушении порядка отбора проб не нашли подтверждения материалами дела, были предметом рассмотрения в суде первой и второй инстанций, им дана надлежащая оценка, выводы по ним изложены в принятых по делу судебных актах.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При производстве по настоящему делу порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального права по делу не допущено.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ (в редакции закона, действующего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица ФИО3 В.В. к административной ответственности).
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – ФИО2 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ФИО3 В.В., предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ и статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов по доводам, указанным в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Кстовского городского суда Нижегородской области от 9 апреля 2019 года и решение Нижегородского областного суда от 10 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ФИО2 ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО3 В.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда В.А. Сапега