ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-145 от 18.03.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело № 4а-145

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ижевск 18 марта 2019 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу начальника муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» города Можги Удмуртской Республики ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Можги Удмуртской Республики от 09 августа 2018 года и решение судьи Можгинского городского суда Удмуртской Республики от 27 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» города Можги Удмуртской Республики,

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Можги Удмуртской Республики от 09 августа 2018 года муниципальное бюджетное учреждение «Управление заказчика» города Можги Удмуртской Республики (далее МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР, МБУ «Управление заказчика») признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа с применением ч.3.2 и ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ в размере 100 000 руб.

Решением судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 27 сентября 2018 года постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Можги Удмуртской Республики от 09 августа 2018 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, заявитель просит постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление мирового судьи и решение судьи районного суда считает незаконными и необоснованными в связи с тем, что они основаны на неполно исследованных и противоречивых доказательствах, ставящих под сомнение законность вынесенных судебных актов. Среди доводов указывает о том, что должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» при вынесении спорного протокола по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения норм процессуального права, выразившиеся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), осуществляющего контрольные функции, без согласования с органами прокуратуры, а также непредставлении акта о проведенной проверке. Допущенные нарушения процессуальных требований носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Также мировым судьей и судьей районного суда не исследовались и не оценивались доводы заявителя о том, что МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР предпринимались все меры для устранения имеющихся нарушений по обеспечению безопасности дорожного движения на улице Автострадная на всем протяжении, улице Ижевская на всем протяжении, улице Елабужская на всем протяжении. Выявленные нарушения по обеспечению безопасности дорожного движения МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР (муниципальный заказчик) устранены за счет выделенных денежных средств от главного распорядителя бюджетных средств – муниципального образования «Город Можга», согласно которых и по результатам аукциона в электронной форме 03 августа 2018 года был заключен муниципальный контракт <данные изъяты> на выполнение работ по щебенению автомобильных (гравийных) дорог с последующим разравниванием в муниципальном образовании «Город Можга», согласно технического задания к контракту работы производились на улицах Ижевская, Елабужская, Автострадная, то есть устранены недостатки (выбоины, просадки) в содержании дорог на участках указанных улиц в г. Можге УР.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Из содержания названной правовой нормы следует, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, образует, в том числе, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.

Как усматривается из материалов дела и установлено мировым судьей, МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР совершило административное правонарушение в виде несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в нарушение требований ст.3,12,24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, - МБУ «Управление заказчика 30 мая 2018 года в 12 час.30 мин. не обеспечило содержание дорог улично-дорожной сети города Можги, а именно: на всем протяжении улиц Автострадной, Ижевской и Елабужской г. Можги УР на проезжей части дороги имеются выбоины (просадки), размеры которых превышают предельные размеры, указанные в п.3.1.2 ГОСТ Р50597-93, и площадь которых согласно п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 более 2,5 кв.м. Выявленные недостатки не обеспечивают безопасных условий движения, при этом опасные участки не обозначены техническими средствами организации дорожного движения (временными дорожными знаками, информационными щитами и т.д.), предупреждающими водителей об опасных условиях движения, что свидетельствует о непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, когда пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Факт ненадлежащего выполнения со стороны МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР требований ст.3,12,24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения в виде не обеспечения надлежащего содержания дорог и допущения повреждений в покрытии дорог по улицам Автострадной, Елабужской и Ижевской г. Можги УР подтверждается, в том числе, протоколом об административном правонарушении <данные изъяты> (л.д.2-7), актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 30 мая 2018 года, фототаблицей к нему (л.д.12,14-35), из которых следует, что на участках дорог на указанных выше улицах г. Можги УР имеются просадки, колеи, глубиной более 2,5 кв.м. и иные повреждения, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Замеры производились рейкой дорожной универсальной тип КП-231 С зав.№ 2103 поверка до 22 июня 2018 года (л.д.13).

Указанные доказательства признаны судьями надлежащими, полученными в соответствии с требованиями закона, согласующимися между собой, не противоречащими обстоятельствам дела и в своей совокупности свидетельствующими о наличии в действиях МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Каких-либо нарушений, влекущих признание их незаконными, не установлено.

Доводы заявителя о том, что должностным лицом ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» при вынесении протокола по делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения норм процессуального права, выразившиеся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), осуществляющего контрольные функции, без согласования с органами прокуратуры, не предоставление акта о проведенной проверке, поводом к удовлетворению жалобы явиться не могут.

Согласно материалам дела 30 мая 2018 года с 12 час.00 мин. по 12 час.30 мин. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Можгинский» в ходе повседневного надзора за эксплуатационным состоянием улично-дорожной сети г. Можги УР были выявлены недостатки в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: улица Автострадная на всем протяжении, улица Ижевская на всем протяжении, улица Елабужская на всем протяжении, на проезжей части дороги имеются выбоины (просадки), размеры которых превышают предельные размеры, указанные в п.3.2.1 ГОС Р50597-93, и площадь которых согласно п.3.1.1 ГОСТ Р50597-93 более 2,5 кв.м. Выявленные недостатки не обеспечивают безопасных условий движения, при этом опасные участки не обозначены техническими средствами организации дорожного движения (временными дорожными знаками, информационными щитами и т.д.), предупреждающими водителей об опасных условиях движения, что свидетельствует о непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, когда пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Факт наличия указанных недостатков подтвержден актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда на указанных улицах г. Можги от 30 мая 2018 года, составленным государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Можгинский». В связи с выявленными нарушениями данным должностным лицом 27 июня 2018 года в отношении МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР составлен протокол об административном правонарушении, <данные изъяты>, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Таким образом, указанные обстоятельства были выявлены государственным инспектором дорожного надзора при исполнении должностных обязанностей по надзору за дорожным движением, а не в результате проверки, и подтверждаются актом выявленных недостатков, содержащем сведения о выявленном административном правонарушении, составленным в соответствии с п.86 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным Приказом МВД России от 30.03.2015 г. № 380, положения которого не предусматривают обязательного требования при выявлении в ходе повседневного надзора за дорожным движением недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги или других дорожных сооружений извещения и участия при составлении такого акта представителей лиц, ответственных за состояние дорог. При этом сам протокол об административном правонарушении, составленный уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составлению, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, в связи с чем он правомерно признан судом допустимым доказательством.

Доводы о том, что обязательства, вытекающие из полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, в рассматриваемой ситуации относятся к числу обязанностей органа местного самоуправления как учредителя МБУ№ «Управление заказчика» г. Можги УР, собственником имущества которого является муниципальное образование «Город Можга», о неправильности выводов судебных инстанций не свидетельствуют. Исходя из положений Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующего отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, положений Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, а также п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений. Поскольку норма ч.1 ст.12.34 КоАП РФ не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.22,31 Устава муниципального образования «Город Можга», утвержденного решением городского Совета депутатов города Можги от 16 июня 2005 г. № 204, администрация города Можги является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Можга», который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

Согласно п.5 ч.1 ст.8 Устава муниципального образования «Город Можга», размещенного на официальном сайте МО «Город Можга», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно п.1 ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу п.2 ст.123.21 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (п.1 ст.123.22 ГК РФ).

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как следует из п.1.3,2.1.2,2.2,2.3 Устава муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» города Можги УР, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Город Можга» от 20.01.2012 г. № 88, учредителем Учреждения является муниципальное образование «Город Можга», полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального образования «Город Можга». Предметом деятельности Учреждения является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов производственного, жилищного, коммунального и социально-культурного назначения, осуществление отдельных полномочий муниципального заказчика. Учреждение выполняет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) выполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов муниципального образования «Город Можга». Для достижения целей и предмета деятельности учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе содержание улично-дорожной сети муниципального образования «Город Можга».

Как усматривается из материалов дела, 28 марта 2018 года главой муниципального образования «Город Можга» утверждено муниципальное задание МБУ «Управление заказчика» г. Можги на 2018 год и плановые периоды 2019-2020 г.г., согласно раздела 2 которого к обязанностям учреждения отнесена деятельность по планировке обочин автомобильных дорог грейдером по улицам города, планировка проезжей части гравийных дорог по улицам дорога, механизированное профилирование проезжей части автомобильных дорог, ямочный ремонт асфальто-бетонного покрытия автомобильных дорог, ямочный ремонт покрытием из щебня грунтовых дорог. Согласно муниципальному заданию выполнение данных работ должно осуществляться постоянно в течение года согласно графику.

В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Учитывая изложенное, МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР в соответствии с целями и задачами, определенными Уставом и муниципальным заданием, обязано обеспечивать содержание автомобильных дорог, то есть является лицом, ответственным за содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии. В связи с чем выводы мирового судьи о том, что МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР, созданное органом местного самоуправления в целях исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Город Можга», является лицом, ответственным за содержание проезжей части улично-дорожной сети, в том числе на улицах Автострадной, Елабужской и Ижевской города Можги УР в безопасном для дорожного движения состоянии, являются правомерными.

Факт невыполнения надлежащим образом МБУ «Управление заказчика» требований ст.3,12,24 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения в виде не обеспечения надлежащего содержания дорог и допущения повреждений в покрытии дорог по улицам Автострадной, Елабужской и Ижевской г. Можги УР установлен судом, вина МБУ «Управление заказчика» в нарушении требований закона подтверждена совокупностью представленных в дело доказательств. Следовательно, совершенное МБУ «Управление заказчика» деяние правильно квалифицировано мировым судьей по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, других дорожных сооружений.

Доводы о том, что МБУ «Управление заказчика» предпринимались все меры для устранения имеющихся нарушений по обеспечению безопасности дорожного движения и устранению недостатков в содержании дороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, поводом к удовлетворению жалобы явиться не могут. Устранение недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог на состав вмененного в вину МБУ «Управление заказчика» административного правонарушения не влияет, поскольку содержание дорог в безопасном для дорожного движения состоянии должно носить постоянный характер. Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от 30 мая 2018 года и фототаблицы к нему не следует, что в момент проведения проверки МБУ «Управление заказчика» обеспечило содержание улиц Автострадной, Елабужской и Ижевской г. Можги УР в безопасном для дорожного движения состоянии, выявленные недостатки свидетельствуют о том, что МБУ «Управление заказчика» не предприняло надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в связи с чем в его действиях (бездействии) наличествуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ. Таким образом, обоснованность привлечения МБУ «Управление заказчика» к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшее постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Можги Удмуртской Республики от 09 августа 2018 года и решение судьи Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 27 сентября 2018 года как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется. Жалоба начальника МБУ «Управление заказчика» г. Можги УР ФИО1 удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 и 30.16-30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Можги Удмуртской Республики от 09 августа 2018 года и решение судьи Можгинского городского суда Удмуртской Республики от 27 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» г. Можги Удмуртской Республики оставить без изменения, жалобу начальника Муниципального бюджетного учреждения «Управление заказчика» г. Можги Удмуртской Республики ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель Председателя Верховного Суда

Удмуртской Республики А.В. Емельянов