№ 4а-1455/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 30 декабря 2016 г.
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды №№ от 28.03.2016 г., решение Красноглинского районного суда г. Самары от 14.06.2016 г. и решение Самарского областного суда от 25.08.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды № от 28.03.2016 г. должностное лицо - председатель ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 14.06.2016 г. постановление должностного лица от 28.03.2016 г. оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 25.08.2016 г. постановление должностного лица от 28.03.2016 г. и решение районного суда от 14.06.2016 г. оставлены без изменения.
В надзорной жалобе ФИО1, указывая, что выводы должностного лица и судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку ТСЖ «<данные изъяты>», являясь некоммерческой организацией, не осуществляет деятельность в области обращения с отходами и не эксплуатирует помещение в связи с обращением с отходами; в соответствии с экспертным заключением от 31.05.2016 г. ТСЖ является объектом 4 категории по степени воздействия на атмосферный воздух, что свидетельствует о том, что негативного воздействия на окружающую среду не оказывает и обязанности по внесению платы не имеет,- и просит состоявшиеся постановление должностного лица и решения судебных инстанций отменить с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно требованиям ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду в том числе относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (выбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов-хранение и захоронение отходов.
Частью 4 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ предусмотрено, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с 18.02.2016 г. по 10.03.2016 г. главным специалистом отдела экономического надзора Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара на основании распоряжения Первого заместителя главы г.о. Самара от 27.01.2016г. № в отношении ТСЖ «<данные изъяты>», председателем Правления которого является ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлено нарушение требований ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 3 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированного Министерством юстиции РФ от 17.07.2006 г. № 8077, выразившееся в невнесение ТСЖ «<данные изъяты>», председателем Правления которого является ФИО1, платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, а также выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за 1-4 кварталы 2015 г.
Результаты вышеуказанной проверки отражены в акте проверки № от 10.03.2016 г.
По факту выявленного правонарушения главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара 10.03.2016 г. в отношении председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, и 28.03.2016 г. старшим государственным инспектором Самарской области в области охраны окружающей среды вынесено постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.
Должностным лицом административного органа и судебными инстанциями правильно установлено, что ТСЖ «<данные изъяты>» является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирных домах, основным видом деятельности которой является управление недвижимым имуществом, дополнительным видом деятельности является производство тепловой энергии котельными (производство пара и горячей воды). В соответствии с п.п.1.3, 1.6 Устава, утвержденного решением общего собрания членов ТСЖ «<данные изъяты>» (протокол № от 28.01.2014 г.), является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, а также иные реквизиты. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 04.02.2014 г. № юридическое лицо ТСЖ «<данные изъяты>» образовано 03.11.2005 г. и зарегистрировано по адресу: <адрес>, председателем ТСЖ «<данные изъяты>» является ФИО1
ТСЖ «<данные изъяты>» эксплуатирует нежилое помещение Н4, состоящее из комнат № №, расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, находящееся во временном владении и пользовании на основании договора аренды нежилого помещения от 01.10.2011 г., заключенного с ООО «<данные изъяты>», в процессе осуществления хозяйственной деятельности ТСЖ образуются отходы производства и потребления в виде бытового мусора, ртутьсодержащих ламп, и другие отходы, относящиеся к I-IV классам опасности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того в эксплуатации ТСЖ «<данные изъяты>» находится котельная, расположенная на крыше дома по адресу: <адрес>, производящая промышленные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Уставом ТСЖ «ТСЖ», утвержденным решением общего собрания членов ТСЖ «ТСЖ» (протокол № № от 28.01.2014 г.), ФИО1, как председатель Правления ТСЖ, обязана соблюдать действующее законодательство и требования Устава Товарищества.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате ненадлежащего исполнения председателем ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 своих должностных обязанностей по соблюдению требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.
В подтверждение, что председателем ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.41 КоАП РФ, должностным лицом и судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: распоряжение Первого заместителя главы г.о. Самара от 27.01.2016 г. № о проведении в отношении ТСЖ «<данные изъяты>» плановой выездной проверки (л.д.32-37); акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя № от 10.03.2016г., которым установлено невнесение ТСЖ «<данные изъяты>» платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, а также выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за 1-4 кварталы 2015 г. (л.д.38-46); протокол № от 10.03.2016 г. об административном правонарушении, составленный главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, в отношении председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 по ст. 8.41 КоАП РФ (л.д.22-30); постановление старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды № о привлечении председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ (л.д. 16-17); ходатайство председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 от 28.03.2016 г., адресованное старшему государственному инспектору Самарской области в области охраны окружающей среды, о согласии с протоколом об административном правонарушении от 10.03.2016 г. и наложении минимальной суммы штрафа (л.д.20); договор аренды № нежилого помещения от 01.10.2011 г., из содержания которого следует, что ООО «<данные изъяты>» (Арендодатель) предоставляет Некоммерческой организации ТСЖ «<данные изъяты>» (Арендатору) во временное владение и пользование нежилое помещение Н4, состоящее из комнат № №, расположенное на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> для размещения аппарата управления и других служб организации –арендатора, а также для использования в целях решения других хозяйственных задач, на неопределенный срок, с приложенным актом приема-передачи нежилого помещения и планом 1 этажа Лит.А (л.д.47-49, 50,51); должностная инструкция ответственного по охране труда, утвержденная председателем правления ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 28.01.2016г. (л.д.52-53); приказы ТСЖ «<данные изъяты>» № от 29.01.2016 г. о назначении ФИО1 ответственным лицом по работе с опасными отходами и № от 29.01.2016 г. о назначении ФИО1 ответственным лицом по охране окружающей среды (л.д.54,55); справки, предоставленные ТСЖ «<данные изъяты>» генеральным директором ООО «<данные изъяты>» ФИО2, о вывозе на основании договора № от 01.07.2014 г., заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ТСЖ «<данные изъяты>», отходов за 2015 г. и за январь 2016 г. на полигон ЗАО «<данные изъяты>» (л.д.56,57); карта-схема предприятия с указанием мест временного накопления отходов ТСЖ «Сокольи горы» (л.д.58); информационные письма от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о направлении председателем ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 главному специалисту отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара пакета документов согласно распоряжения Первого заместителя главы г.о. Самара от 27.01.2016г. № (л.д.59-61,62-63); договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора № 01.07.2014 г., заключенный ТСЖ «<данные изъяты>» с ООО «<данные изъяты>», согласно которому ТСЖ «<данные изъяты>», оставаясь собственником отходов, передает ООО «<данные изъяты>» право на распоряжение отходами в целях их переработки, использования (сортировки), и самостоятельно оплачивает экологические платежи, а также дополнительное соглашение № к данному договору от 01.08.2014 г. (л.д.64-65,67); договор по вывозу на переработку (демеркуризацию) ртутьсодержащих ламп № от 15.05.2012 г., заключенный ТСЖ «<данные изъяты>» с ООО «<данные изъяты>», и приложение № к указанному договору (л.д.69,70); справка председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 о том, что за 2013 -2015 гг. плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась (л.д.71); акты о количестве поставленного-принятого газа по договору поставки и транспортировки газа № от 30.12.2013 г. №1 от 31.01.2015 г. за январь 2015 г., № от 28.02.2015 г. за февраль 2015 г., № от 31.03.2015 г. март 2015г., № 225616-4 от 30.04.2015 г. за апрель 2015 г., № от 31.05.2015 г. за май 2015 г., № от 30.06.2015 г. за июнь 2015 г., № от 31.07.2015 г. за июль 2015г., № от 31.08.2015 г. за август 2015 г., № от 31.10.2015 г. за октябрь 2015 г., № от 30.11.2015 г. за ноябрь 2015 г. (л.д. 72-82); счет-фактуры за декабрь 2015 г., январь 2016 г. (л.д.83-85); справка председателя ТСЖ «<данные изъяты><данные изъяты>» ФИО1 о том, что ТСЖ «<данные изъяты>» не эксплуатирует газоочистные установки (л.д. 86), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.
Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Ссылка в жалобе на то, что ТСЖ «<данные изъяты>» с ООО «<данные изъяты> заключен договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от 01.07.2014г. и договор с ООО «<данные изъяты>» по вывозу на переработку (демеркуризацию) ртутьсодержащих ламп от 15.05.2012 г., в связи с чем ТСЖ «<данные изъяты>» не имеет обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду является несостоятельной по следующим основаниям.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
С учетом сформированной позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 04.02.2015 N 301-КГ14-1819, природопользователи - юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых образуются отходы, обязаны вносить в установленные законом сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов. Исключение составляют случаи, когда в договоре на передачу образованных от деятельности природопользователей отходов предусмотрено внесение платежей за негативное воздействие на окружающую среду самой специализированной организацией, за счет средств природопользователя либо происходит переход права собственности на отходы в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договоров по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
В материалах дела имеются договоры, заключенные ТСЖ «<данные изъяты><данные изъяты>» со специализированными организациями - ООО «<данные изъяты>» на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора от 01.07.2014 г., с ООО «<данные изъяты>» по вывозу на переработку (демеркуризацию) ртутьсодержащих ламп от 15.05.2012 г., в которых не предусмотрен переход права собственности на отходы образователя, так же как и обязанность специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью образователя, обязанность по оплате экологических платежей сохранена за ТСЖ «<данные изъяты>
Указание в жалобе на то, что согласно экспертному заключению по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов предельно-допустимых выбросов от 31.05.2016 г., выданному отделом гигиены и эпидемиологии в г. Самара ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», максимальные приземные концентрации, создаваемые выбросами котельных ТСЖ «<данные изъяты> не превышают санитарно-гигиенические нормативы, установленные ПДК, ТСЖ «<данные изъяты>» является объектом, оказывающим минимальное негативное воздействие на окружающую среду, то есть объектом IV категории и разработка мероприятий по снижению выбросов от технологического оборудования не требуется, в связи с чем ТСЖ «<данные изъяты>» не должно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду выбросами вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников не может служить основанием для отмены состоявшихся судебных решений, поскольку в данном заключении отсутствуют подробные расчеты, не указаны методы отбора проб и проведения испытаний, необходимые для объективного санитарно-эпидемиологического исследования.
Кроме того, данное санитарно-эпидемиологическое исследование проведено 31.05.2016г. и не может опровергать выводы специалистов ГБУ СО «Природоохранный центр» от 09.03.2016г., основанные на инструментальных измерениях (Акт отбора проб № от 09.03.2016 г., Протокол испытаний № от 09.03.2016 г.), свидетельствующие о наличии выбросов следующих загрязняющих веществ в атмосферу (г/с): азота диоксид (азот (IV) оксид), азота оксида (азот (II) оксид), углерод оксида из источников промышленных выбросов ТСЖ «<данные изъяты>» (л.д.43), которые устанавливают факт негативного воздействия на атмосферный воздух, связанное с выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от сжиганий природного газа, используемого в котельных котлах в качестве топлива, эксплуатируемых ТСЖ «<данные изъяты>». Данные выводы сделаны с соблюдением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха и подтверждают обязанность ТСЖ «<данные изъяты>» вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (котельной).
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного 28.03.2016 г. должностным лицом постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 14.06.2016 г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и указаны мотивы, по которым судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица от 28.03.2016 г., решение судьи районного суда от 14.06.2016 г. судьей областного суда дело проверено в полном объеме, в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в решении судьи областного суда от 25.08.2016 г. дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на постановление должностного лица от 28.03.2016 г. и решение районного суда от 14.06.2016г., приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности вынесенных постановления и решения, и отсутствии оснований для их отмены.
Административное наказание председателю ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ и является минимальным.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица и судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч. 2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды № от 28.03.2016 г., решение Красноглинского районного суда г. Самары от 14.06.2016 г. и решение Самарского областного суда от 25.08.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 оставить без изменения, надзорную жалобу председателя ТСЖ «<данные изъяты>» ФИО1 оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров