№ 4А-145/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 ноября 2016 года г. Элиста
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу представителя ФИО1 – адвоката Павловой К.Э. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 сентября 2016 года, решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года ФИО1, замещавшая согласно постановлению Президиума Российской академии наук от * 2010 года № * в период с 21 декабря 2010 года по 20 декабря 2015 года должность директора Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 сентября 2016 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 октября 2016 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года и решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 сентября 2016 года оставлены без изменения.
В жалобе представитель ФИО1 – адвокат Павлова К.Э., не соглашаясь с постановленными в отношении ФИО1 постановлением и судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Ссылаясь на ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», считает, что постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным лицом. Поскольку согласно протоколу от 29 июня 2016 года № * нарушение бюджетного законодательства совершено 25 августа 2016 года, полагает, что на момент рассмотрения дела в Элистинском городском суде 6 сентября 2015 года производство по делу ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности подлежало прекращению. Указывает, что с 21 декабря 2015 года ФИО1 с актом выездной проверки ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия от 25 марта 2016 года ознакомлена не была, должность директора Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук с 21 декабря 2015 года она не занимала, письменное объяснение от ФИО1 в ходе проверки не истребовано, согласно Уставу и ст. 9.1, 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» институт является некоммерческим бюджетным учреждением, бюджетные средства и средства, поступившие от приносящей доход деятельности на банковском счете института обезличены, порядок предоставления субсидии КИГИ РАН не нарушен. Ссылаясь на письмо Министерства финансов РФ от 18 сентября 2012 года № 02-13-06/3799, полагает, что бюджетное учреждение имело право самостоятельно решать вопросы распределения средств экономии, при этом указывает, что в 2015 году образовалась экономия фонда оплаты труда за счет выплаты работникам КИГИ РАН по листкам нетрудоспособности за * рабочих дней из средств Фонда социального страхования РФ. Отмечает, что должностные лица Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления руководствовались Примерным положением об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений сферы научных исследований и разработок, утратившим силу в связи с изданием приказа Федерального агентства научных организаций от 15 апреля 2016 года № 16н, между тем, согласно действующему Примерному положению об оплате труда экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором. Полагает, что в силу упразднения Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» федеральной службы финансово-бюджетного надзора и издания 14 июня 2016 года Федеральным казначейством приказа № 9П «О должностных лицах Федерального казначейства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ», вступившим в силу 12 июля 2016 года, у должностных лиц Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия 29 июня 2016 года отсутствовали полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
По смыслу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Как следует из материалов дела, 30 декабря 2014 года между Федеральным агентством научных организаций (далее - ФАНО России) в лице руководителя К. и Калмыцким институтом гуманитарных исследований Российской академии наук (далее – КИГИ РАН) в лице директора ФИО1 заключено соглашение № *, согласно которому КИГИ РАН из федерального бюджета предоставляется субсидия для выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Субсидия предоставляется за счет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по разделу 01, подразделу 10 «Фундаментальные исследования», целевой статье расходов 1410059 «Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственной программы РФ «Развитие науки и технологий», виду расходов 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».
24 декабря 2014 года заместителем руководителя ФАНО России М. утверждено Государственное задание КИГИ РАН на 2015 год и на плановый период 2016, 2017 годов, в соответствии с которым предметом государственной услуги является реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме обучения и выполнение фундаментальных научных исследований.
Приказом ФАНО России от 25 декабря 2013 года № 12н утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства научных организаций, пунктами 8, 10 которого регламентировано, что в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются в том числе нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги; при этом указанные нормативные затраты определяются исходя из потребности в количестве персонала по категориям с учетом норм труда, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги, в соответствии с действующей системой оплаты труда.
Согласно Примерному положению об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных ФАНО России, утвержденному приказом ФАНО России от 25 ноября 2014 года № 38н, действовавшему в период с 23 января 2015 года по 25 июня 2016 года, лицам, не состоящим в штате бюджетного учреждения, не предусмотрены выплаты компенсационного, стимулирующего и социального характера.
Из представленных материалов усматривается, что в результате проведенной в Калмыцком институте гуманитарных исследований Российской академии наук проверки было установлено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму *** рублей ** копеек, выразившееся в использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие определенным лимитами бюджетных обязательств: по платежной ведомости за * 2015 года № * и расходному кассовому ордеру от * 2015 года № * по коду финансового обеспечения 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» на основании приказа директора КИГИ РАН ФИО1 от 25 августа 2015 года № * «***» произведена выплата материальной помощи Б., не состоящему в штате бюджетного учреждения и не принимавшему участие в выполнении государственного задания в 2015 году, в размере *** рублей *** копеек.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2016 года № ** в отношении ФИО1; актом выездной проверки от 25 марта 2016 года; трудовым договором от ** 2012 года № *, согласно которому регламентированы отношения между Российской академией наук и ФИО1, утвержденной Президиумом Российской академии наук (постановление Президиума РАН от * 2010 года № *) в должности директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук, на срок с 21 декабря 2010 года по 20 декабря 2015 года; соглашением от 30 декабря 2014 года № *** о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); приказом директора КИГИ РАН ФИО1 от 25 августа 2015 года № *; заявкой на получение денежных средств от * 2015 года № *; платежной ведомостью за * 2015 года № *; расходным кассовым ордером от * 2015 года № *; справкой по движению наличных денежных средств за период с * по * 2015 года; справкой и.о директора КИГИ РАН Л. от 20 июня 2016 года № *, согласно которой трудовая деятельность Б. в период с 1997 по 2015 годы в КИГИ РАН не велась; другими письменными доказательствами, которым была дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно требованиям ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия и судами обеих инстанций действия должностного лица бюджетного учреждения обоснованно квалифицирован по ст. 15.14 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами законодательства об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности неуполномоченными должностными лицами, о неистребовании письменного объяснения, о прекращении производства по делу ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, были предметом рассмотрения суда второй инстанции и мотивированно отклонены по основаниям, изложенным в судебном решении.
Иные доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым была дана надлежащая правовая оценка в оспариваемых постановлении и судебных актах. Вывод о наличии в действиях ФИО1, замещавшей согласно постановлению Президиума Российской академии наук от * 2010 года № * в период с 21 декабря 2010 года по 20 декабря 2015 года должность директора Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Порядок и срок привлечения лица к административной ответственности не нарушены, нормы материального права применены правильно, административное наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 15.14 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 сентября 2016 года, решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 6 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу представителя ФИО1 – адвоката Павловой К.Э. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев