мировой судья Алексеев Э.М.
судья Ангриков А.В. дело № 4а-5/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 января 2018 г. г. Элиста
Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу конкурсного управляющего закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 г. и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 г. конкурсный управляющий Закрытого акционерного общества Нефтяная компания «Калмпетрол» (далее - ЗАО НК «Калмпетрол») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере ХХХ руб.
Решением судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 г. вышеуказанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 просит состоявшиеся по делу судебные решения отменить. Полагает, что административное наказание назначено ему за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. Указывает на то, что ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлена очередность расходования денежных средств должника, а потому ЗАО НК «Калмпетрол» не имело возможности нести дополнительные финансовые затраты, заказать услуги мониторинга геологической среды и, соответственно, исполнить предписание административного органа. Кроме того, ссылается на то, что в нарушение Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» он не был уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 17 октября 2016 г. старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия конкурсному управляющему ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 вынесено предписание № ХХХ, согласно которому он в срок до 1 марта 2017 г. обязан обеспечить представление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отходы, образующиеся в результате деятельности ЗАО НК «Калмпетрол».
29 сентября 2017 г. в ходе проверочных мероприятий сотрудниками Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия установлено, что предписание № ХХХ г. в установленный срок не исполнено. Утверждённые нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не представлены.
По факту выявленного правонарушения 29 сентября 2017 г. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия ФИО2 в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 мировым судьёй судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения конкурсным управляющим ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 указанного административного правонарушения подтверждается доказательствами: предписанием № ХХХ от 17 октября 2016 г., актом проверки № ХХХ от 29 сентября 2017 г., протоколом об административном правонарушении № ХХХ от 29 сентября 2017 г. и иными материалами дела, которые получили оценку судов на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Поскольку конкурсным управляющим ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 должным образом не исполнены служебные обязанности и не приняты надлежащие меры к исполнению законного предписания, его бездействие правильно квалифицировано в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Довод жалобы ФИО1 о нарушении судом срока давности привлечения его к административной ответственности является несостоятельным.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Санкцией ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения должностного лица, каковым является конкурсный управляющий ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 названного Кодекса, составляет один год со дня его совершения.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно предписанию № ХХХ на конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 возложена обязанность представить в срок до 1 марта 2017 г. утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на отходы, образующиеся в результате деятельности ЗАО НК «Калмпетрол».
Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2016 г. принято к производству заявление ЗАО НК «Калмпетрол» к Управлению Росприроднадзора по Республике Калмыкия о признании незаконным предписания № ХХХ от 17 октября 2016 г. и действие данного предписания приостановлено до рассмотрения заявления по существу.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2017 г. в удовлетворении заявления ЗАО НК «Калмпетрол» к Управлению Росприроднадзора по Республике Калмыкия о признании незаконным предписания № ХХХ от 17 октября 2016 г. отказано.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2017 г. указанное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.
В этой связи срок исполнения предписания приостанавливался с момента вынесения определения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 27 декабря 2016 г. о принятии заявления к производству и до вынесения постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2017 г.
Учитывая срок, установленный в предписании № ХХХ для его исполнения, период, в течение которого действие предписания было приостановлено в связи с принятием судом обеспечительных мер, указанное предписание должно было быть исполнено в срок до 5 сентября 2017 г.
При таких обстоятельствах срок давности привлечения конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 как должностного лица к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения на дату вынесения обжалуемого постановления мирового судьи не истек.
Довод жалобы о том, что предписание не могло быть исполнено в силу действия специальных норм закона о несостоятельности (банкротстве) и отсутствия возможности нести дополнительные финансовые затраты, не может быть принят во внимание.
В соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50, а также методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 349 от 05 августа 2014 г. разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предусматривает обязательные дополнительные финансовые затраты, данные проекты разрабатываются юридическими лицами самостоятельно на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
В материалы дела об административном правонарушении не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что исполнение предписания административного органа могло повлечь для юридического лица дополнительные финансовые затраты и нарушить очередность погашения обязательств должника, установленную ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Кроме того, проведение в отношении ЗАО НК «Калмпетрол» процедуры банкротства не освобождает его от исполнения обязанности выполнения требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, и, соответственно, от выполнения законного предписания административного органа.
Ссылка ФИО1 в жалобе на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, выразившееся в неполучении им приказа о проведении внеплановой проверки, является несостоятельной.
Уведомление от 11 сентября 2017 г. с приложением приказа о проведении с 19 по 29 сентября 2017 г. внеплановой, выездной проверки ЗАО НК «Калмпетрол» по исполнению ранее выданного предписания было вручено юрисконсульту данного общества ФИО3 12 сентября 2017 г., то есть с соблюдением требований ч. 16 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
постановление мирового судьи судебного участка Лаганского судебного района Республики Калмыкия от 31 октября 2017 г. и решение судьи Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 г., вынесенные в отношении конкурсного управляющего ЗАО НК «Калмпетрол» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Заместитель Председателя А.В. Сангаджиев