ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1477/17 от 13.12.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

4а-1477/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 13 декабря 2017 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев протест заместителя прокурора Самарской области Маслова Т.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №125 Безенчукского судебного района Самарской области, мирового судьи судебного участка №124 Безенчукского судебного района Самарской области от 15.05.2017г. и решение Безенчукского районного суда Самарской области от 27.06.2017г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы муниципального района Безенчукский Самарской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением прокурора Безенчукского района Самарской области от 03.04.2017 года в отношении главы м.р. Безенчукский Самарской области ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №125 Безенчукского судебного района Самарской области, мировым судьей судебного участка №124 Безенчукского судебного района Самарской области от 15.05.2017г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы м.р. Безенчукский Самарской области ФИО1 прекращено, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 27.06.2017г. постановление мирового судьи от 15.05.2017г. оставлено без изменения.

В протесте заместитель прокурора Самарской области Маслов Т.В. полагает, что постановление мирового судьи от 15.05.2017г. и решение районного суда от 27.06.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы м.р. Безенчукский Самарской области ФИО1 вынесены с нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, считает, что не применение к главе муниципального образования административного наказания в виде дисквалификации не влияет на изменение годичного срока давности привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде дисквалификации, просит состоявшиеся судебные решения отменить и возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №125 Безенчукского судебного района Самарской области.

В поступившем в Самарский областной суда возражении глава м.р. Безенчукский Самарской области ФИО1 просит оставить постановление мирового судьи от 15.05.2017г. и решение районного суда от 27.06.2017г. без изменения, а протест прокурора Самарской области без удовлетворения.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы протеста, полагаю, что протест удовлетворению не подлежит.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой Безенчукского района Самарской области 19.12.2016г. по поручению прокуратуры Самарской области №ИсРАЙнд-57731-2016/07-44-2016/04 от 15.11.2016 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части разработки и реализации инвестиционных программ ЖКХ, в ходе которой установлено, что в адрес главы муниципального района Безенчукский Самарской области территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Чапаевск направлялись заключения о состоянии хозяйственно-питьевого водоснабжения в Безенчукском районе по итогам 2014г., 2015г., в которых указывалось на неудовлетворительное качество воды в водопроводах с.Ольгино, с.Васильевка, с.Прибой, с.Покровка, с.Троицкое, с.Залесье, с.Натальино, с.Песочное, с.Васильевка, с.Преполовенка, с.Заволжский, с.Красносёлки, с.Переволоки, ст.Звезда, с.Рузановка, с.Кануевка, с.Иоганосфельд, с.Ольгино, разъезд Разинский, с.Новая Михайловка, с.Екатериновка, с учётом которого в 2014 году главой администрации муниципального района Безенчукский утвержден план мероприятий по улучшению хозяйственно-питьевого водоснабжения и качества питьевой воды в муниципальном районе Безенчукский на 2013-2019г.г., который был согласован с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Чапаевске.

Однако в нарушение п.п.5,6 ст. 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон №416-ФЗ) администрация муниципального района Безенчукский не разработала и не утвердила техническое задание, на основе которого разрабатывается проект инвестиционной программы, не приняла предусмотренные федеральным законодательством меры, направленные на создание условий, необходимых для организации подачи МУП «Водоканал», осуществляющим холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, в частности, не приняла меры по разработке и утверждению технического задания на разработку инвестиционной программы, включающего в себя мероприятия по приведению качества питьевой воды в м.р.Безенчукский в соответствие с установленными требованиями.

По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес главы муниципального района Безенчукский внесено представление №07-16-1410 от 19.12.2016 года об устранении нарушений требований Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», со сроком исполнения до 23.01.2017г., которое получено 21.12.2016 № вх.6947 Администрацией муниципального района Безенчукский Самарской области (л.д.9-14).

Из ответа, полученного 20.01.2017 года исх.№242 от 18.01.2017 года следует, что к установленному сроку требования, указанные прокурором в представлении об устранении нарушений Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», главой м.р. Безенчукский Самарской области ФИО1 не выполнены, что послужило основанием для возбуждения прокурором Безенчукского района Самарской области 03.04.2017г. в отношении главы м.р.Безенчукский Самарской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ (л.д.3-6).

Мировой судья, рассмотрев 15.05.2017г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении главы м.р.Безенчукский Самарской области ФИО1, вынес постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, обуславливая свой вывод тем, что ФИО1 избран высшим выборным должностным лицом муниципального района Безенчукский - главой муниципального района Безенчукский Самарской области сроком на пять лет решением Собрания Представителей муниципального района Безенчукский от 22.07.2015 года (л.д.157), поэтому в силу положений ст.3.11 КоАП РФ не относится к лицам, к которым может быть применено административное наказание в виде дисквалификации, в связи с чем к правонарушению, предусмотренному ст.17.7 КоАП РФ, совершенному ФИО1, применяются общие правила срока давности привлечения к административной ответственности, который в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ составляет 3 месяца со дня совершения административного правонарушения. Поскольку из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что дата совершения правонарушения 23.01.2017 года, мировой судья пришёл к правильному выводу, что срок привлечения ФИО1 к административной ответственности истек 24.04.2017 года, и на момент рассмотрения дела, он не может быть привлечен к административной ответственности.

В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В силу Закона Самарской области от 30.12.2005 N 254-ГД "О Реестре должностей муниципальной службы в Самарской области" глава муниципального района относится к высшим должностям муниципальной службы.

Уставом муниципального района Безенчукский Самарской области, принятым решением Собрания представителей муниципального района Безенчукский Самарской области №371/47 от 11.07.2013г. (с последующими изменениями), в статье 40.1 предусмотрено, что Глава муниципального района является выборным должностным лицом муниципального района, наделенным данным уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избираемым Собранием Представителей муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет, возглавляет Администрацию муниципального района (л.д.161).

Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.

На основании вышеприведенных норм, учитывая, что в рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено в отношении ФИО1, избранного на высшую должность муниципальной службы - главы муниципального района Безенчукский Самарской области, решением Собрания Представителей муниципального района Безенчукский от 22.07.2015 года, административное наказание в виде дисквалификации к нему не может быть применено, поскольку глава муниципального района к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относится.

Следует учесть, что основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 42 упомянутого устава (л.д.163), их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.

Статья 17.7 КоАП РФ находится в главе 17 КоАП РФ – «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти», срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца. Исключением является срок давности, составляющий 1 год, для должностного лица, которому может быть назначено наказание в виде дисквалификации (ч.3 ст.4.5 КоАП РФ).

Таким образом, если должностному лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не может быть назначено административное наказание в виде дисквалификации, применяются общие правила срока давности привлечения к административной ответственности – 3 месяца.

Данный вывод мирового судьи согласуется с правовой позицией Верховного суда РФ, выраженной в Постановлении от 02.08.2017 N 18-АД17-28 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении главы Темиргоевского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края ФИО2.

Кроме этого, постановление и.о. мирового судьи судебного участка №125 Безенчукского судебного района Самарской области, мирового судьи судебного участка №124 Безенчукского судебного района Самарской области от 15.05.2017г. и решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 27.06.2017г. по результатам рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи вступили в законную силу.

Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов о прекращении производства по делу.

Недопустимость ухудшения положения такого лица соответствует положениям статьи 46, части 1 статьи 50 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

При таких обстоятельствах, с учетом невозможности в силу ст.30.17 КоАП РФ ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу было прекращено, основания для отмены судебных решений и удовлетворения протеста заместителя прокурора Самарской области отсутствуют.

Из п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока возобновление производства по делу об административном правонарушении прекращенное производством недопустимо и вопрос о виновности лица в совершении правонарушения, обсуждаться не может.

Учитывая вышеизложенное, исходя из положений ч.2 ст.30.17, ст.4.5 и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ возможность правовой оценки действий главы м.р. Безенчукский Самарской области ФИО1 на предмет наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, о чем ставится вопрос в протесте, утрачена.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка №125 Безенчукского судебного района Самарской области, мирового судьи судебного участка №124 Безенчукского судебного района Самарской области от 15.05.2017г. и решение Безенчукского районного суда Самарской области от 27.06.2017г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении главы муниципального района Безенчукский Самарской области ФИО1 оставить без изменения, протест заместителя прокурора Самарской области Маслова Т.В. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда Шкуров С.И.