ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1477/18 от 29.12.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

4а–1477/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Самара 29 декабря 2018 года

Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу Карташовой А.А. и её представителя Дедушинской Т.В. на постановление мирового судьи судебного участка №49 Самарского судебного района г.Самары Самарской области от 13.09.2018г. и решение Самарского районного суда г.Самары от 25.10.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой Аллы Анатольевны,

УСТАНОВИЛ:

03.03.2017 года прокурором Самарского района г.Самары в отношении должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Постановлением мирового судьи судебного участка №49 Самарского судебного района г.Самары Самарской области от 14.04.2017г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Самарского районного суда г.Самары от 11.05.2017г. постановление мирового судьи от 14.04.2017г. оставлено без изменения.

Постановлением и.о. председателя Самарского областного суда от 22.01.2018г. постановление мирового судьи от 14.04.2017г. и решение районного суда от 11.05.2017г. оставлены без изменения.

Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации №46-АД18-8 от 06.06.2018г. протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Коржинека Л.Г. – удовлетворен. Постановление мирового судьи от 14.04.2017г. и решение районного суда от 11.05.2017г. и постановление и.о. председателя Самарского областного суда от 22.01.2018г. отменены с направлением дела на новое рассмотрение мировому судье судебного участка №49 Самарского судебного района г.Самары Самарской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка №49 Самарского судебного района г.Самары Самарской области от 13.09.2018г. должностное лицо - директор ООО «БилдНефтеПроект» Карташова А.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20.000 рублей.

Решением Самарского районного суда г.Самары от 25.10.2018г. постановление мирового судьи от 13.09.2018г. оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Карташова А.А. и её представитель Дедушинская Т.В. ссылаются на необъективное рассмотрение дела об административном правонарушении и несоответствие выводов предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела; считают дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств; указывают, что по последнему месту службы Дедушинская Т.В. занимала должность, не входящую в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы ФССП России, утвержденный приказом от 15.09.2014г., в связи с чем у должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. отсутствовали основания для направления уведомления представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его работы о заключении с названным лицом трудового договора; просят отменить постановление мирового судьи от 13.09.2018г. и решение районного суда от 25.10.2018г. в отношении должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), частью третьей статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 названного Федерального закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Означенной обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в части 2 статьи 12 Закона о противодействии коррупции обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 этой статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010г. №925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" данная обязанность гражданина распространяется на лиц, замещавших должность федеральной государственной службы, включенную в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009г. N 557, или должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы.

Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) от 15 сентября 2014г. №526 (действовал на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения производства по настоящему делу, утратил силу в связи с изданием Приказа ФССП России от 15.09.2015 г. № 437; далее - Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы ФССП России, Перечень).

Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

Из постановления прокурора Самарского района г.Самары от 03.03.2017г. о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что 02.03.2017г. прокуратурой Самарского района г.Самары во исполнение поручения прокуратуры Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции в ООО «БилдНефтеПроект», в ходе которой установлено, что на основании приказа Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области (далее - УФССП России по Самарской области) от 22.07.2014г. №2086-к Дедушинская Т.В. принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов г.Новокуйбышевска (далее - ОСП г.Новокуйбышевска).

Приказом УФССП России по Самарской области от 31.10.2014г. №3083-к Дедушинская Т.В. переведена на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда (делопроизводство) отдела судебных приставов Куйбышевского района г.Самары (далее - ОСП Куйбышевского района г.Самары).

На основании приказа УФССП России по Самарской области от 13.01.2015г. №10-к Дедушинская Т.В. освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы.

02.02.2015г. между ООО "БилдНефтеПроект" в лице генерального директора Карташовой А.А. и Дедушинской Т.В. заключен трудовой договор, в соответствии с которым последняя принята на должность офис-менеджера, о чем издан приказ от 02.02.2015г. №57-ок.

В названном постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении изложен вывод о том, что в нарушение части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции директор ООО "БилдНефтеПроект" Карташова А.А. не сообщила в УФССП России по Самарской области в установленный законом десятидневный срок о заключении 02.02.2015г. трудового договора с Дедушинской Т.В. ранее замещавшей должность государственной гражданской службы, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.19.29 КоАП РФ.

В подтверждение, что должностным лицом – директором ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.19.29 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в качестве доказательств: постановление прокурора Самарского района г.Самары о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.03.2017 года (л.д.3-7); должностная инструкция директора ООО «БилдНефтеПроект» (л.д.22-25); копия трудовой книжки Дедушинской Т.В. (л.д.34-41; 67-74); копия приказа о приеме на работу Дедушинской Т.В. в ООО «БилдНефтеПроект» от 02.02.2015г. (л.д.42, 63); копия трудового договора, заключенного между ООО «БилдНефтеПроект», в лице директора Карташовой А.А. и Дедушинской Т.В. от 02.02.2015г. (л.д.43-47; 58-62); приказ руководителя УФССП России по Самарской области об увольнении Дедушинской Т.В. от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы - специалиста 1 разряда (делопроизводство) отдела судебных приставов Куйбышевского района г.Самары УФССП России по Самарской области №10-к от 13.01.2015г. (л.д.130), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. в совершении данного административного правонарушения.

В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст.26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении обоснованно признано судебными инстанциями в качестве допустимого доказательства, поскольку составлено в отношении должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст.28.4 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены, событие административного правонарушения должным образом описано.

Директору ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. разъяснялись права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, и положения ст.51 Конституции РФ, о чем свидетельствует подпись в постановлении прокурора в графе разъяснения прав лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (л.д.6).

Доводы надзорной жалобы, что по последнему месту службы Дедушинская Т.В. занимала должность, не входящую в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы ФССП России, утвержденный приказом Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) от 15.09.2014г., в связи с чем у должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. отсутствовали основания для направления уведомления представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его работы о заключении с названным лицом трудового договора, являются несостоятельными.

Из системного анализа приведенных выше норм и разъяснений, приведенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что предусмотренная частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции обязанность подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.

Дедушинская Т.В. принята на федеральную государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя ОСП г.Новокуйбышевска на основании приказа УФССП России по Самарской области от 22.07.2014г. №2086-к.

Данная должность входит в названный выше Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы ФССП России.

Приказом УФССП России по Самарской области от 31.10.2014г. №3083-к Дедушинская Т.В. переведена на должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 1 разряда (делопроизводство) ОСП Куйбышевского района г.Самары, которая в данный Перечень не включена.

Впоследствии приказом от 13.01.2015г. №10-к Дедушинская Т.В. освобождена от данной должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы.

В рассматриваемом случае имеет правовое значение то обстоятельство, что с момента принятия на федеральную государственную гражданскую службу (приказ УФССП России по Самарской области от 22.07.2014г. №2086-к) до перевода на должность специалиста 1 разряда (делопроизводство) ОСП Куйбышевского района г.Самары (приказ УФССП России по Самарской области от 31.10.2014г. №3083-к) Дедушинская Т.В. замещала должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя ОСП г.Новокуйбышевска, включенную в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы ФССП России.

Работодателем Дедушинская Т.В. при замещении каждой из названных должностей был один государственный орган - УФССП России по Самарской области.

С момента перевода Дедушинской Т.В. с должности федеральной гражданской службы судебного пристава-исполнителя на другую должность (специалиста 1 разряда) и до заключения 02.02.2015г. трудового договора с ООО "БилдНефтеПроект" не истек установленный Законом о противодействии коррупции двухлетний срок, в течение которого работодатель обязан сообщать о заключении соответствующего трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы.

Таким образом, в силу приведенных положений законодательства директор ООО «БилдНефтеПроект» Карташова А.А. при заключении трудового договора с Дедушинской Т.В. обязана была в десятидневный срок в письменной форме сообщить о трудоустройстве бывшего государственного гражданского служащего по последнему месту службы, чего в установленный законом срок сделано не было, чем нарушила требования установленные ч.4 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции».

Изложенное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 06.06.2018г. №46-АД18-8.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют, что у должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. имелась возможность для соблюдения законодательства о противодействии коррупции, за нарушение которого ст.19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку директор ООО «БилдНефтеПроект» Карташова А.А., не сообщила в установленный законом десятидневный срок о трудоустройстве в Общество бывшего государственного гражданского служащего по последнему месту службы, обоснованность привлечения должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Доводы, которыми аргументирована надзорная жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, а также к выражению несогласия с произведенной предыдущими судебными инстанциями правовой оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ. Несогласие с правовой оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных решений, поскольку надзорная инстанция правом переоценки установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не наделена.

При рассмотрении настоящего дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ.

Законность и обоснованность вынесенного 13.09.2018г. мировым судьей постановления о привлечении должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, в решении от 25.10.2018г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым районный судья пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи.

Довод о формальном рассмотрении дела судебными инстанциями не заслуживает внимания и основан только на субъективном мнении автора жалобы. При рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда, непосредственно исследованы материалы дела, вынесенные судебные решения мотивированы и не оставляют сомнений о всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств по делу. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает. Не согласиться с выводами судебных инстанций оснований не имеется.

Вопреки доводам надзорной жалобы, данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости предыдущих судебных инстанций при рассмотрении дела, в представленных материалах не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые могут быть истолкованы в пользу должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А., по делу не усматривается.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судебными инстанциями не допущено, нормы материального права применены правильно, основания для отмены или изменения состоявшихся судебных решений отсутствуют.

Наказание директору ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой А.А. назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности правонарушителя, в пределах санкции ст.19.29 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка №49 Самарского судебного района г.Самары Самарской области от 13.09.2018г. и решение Самарского районного суда г.Самары от 25.10.2018г. в отношении должностного лица – директора ООО «БилдНефтеПроект» Карташовой Аллы Анатольевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.29 КоАП РФ, оставить без изменения, а надзорную жалобу Карташовой А.А. и её представителя Дедушинской Т.В. оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.

Заместитель председателя

Самарского областного суда С.И. Шкуров