4а-1483/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Самара 27 декабря 2017 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО1 – представителя должностного лица – ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности частного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинская академия управления» (далее ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления») ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 25.04.2017, решение Ставропольского районного суда Самарской области от 19.06.2017 и решение Самарского областного суда от 17.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 25.04.2017 должностное лицо - ведущий специалист по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» ФИО2 за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 19.06.2017 постановление должностного лица от 25.04.2017 оставлено без изменения.
Решением Самарского областного суда от 17.08.2017 постановление должностного лица от 25.04.2017 и решение районного суда от 19.06.2017 оставлены без изменения.
В надзорной жалобе представитель ФИО1 указывает на невиновность должностного лица – ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» ФИО2 в данном административном правонарушении, поскольку площадка, на которой происходит остановка транспортных средств, не является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ, просит отменить постановление должностного лица и вышеуказанные судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В дополнениях, приложенных к надзорной жалобе, представитель ФИО1 указывает на нарушение срока изготовления решения районного суда от 19.06.2017.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующему выводу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, образуется в случае выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредного физического воздействия на него организациями (предприятиями) без специального разрешения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 28.02.2017 заместителем Самарского межрайонного природоохранного прокурора по результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица – ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ за нарушение ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выразившееся в осуществлении ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" в период с 01.04.2016 по 01.06.2016 выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения.
В подтверждение, что должностным лицом – ведущим специалистом по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" ФИО2 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и судебными инстанциями при рассмотрении жалоб ФИО2 приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» от 20.09.2010 (л.д.5); договор аренды площадки для стоянки транспортных средств от 01.08.2015, заключенный между ОАО «АВТОВАЗТРАНС» и НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления», с приложением (л.д.6-12); протокол лабораторных исследований № 38/х от 10.05.2016 (л.д.16); протокол лабораторных исследований № 19264 от 29.03.2017 (л.д.32); разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ № 150323 от 14.05.2015 сроком действия с 01.04.2015 по 01.04.2016 (л.д.62-63); нормативы выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" (л.д.65-67); проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" (л.д.70-73); должностная инструкция ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО "Тольяттинская академия управления" от 01.09.2015 № 364, в должностные обязанности которого входят ведение нормативной документации по вопросам выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, а также функциональные обязанности, утвержденные президентом Академии от 03.06.2014 (л.д.116-122).
Однако с выводами должностного лица и судебных инстанций о наличии в бездействии ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» ФИО2 состава административного правонарушения согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относится: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183, предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источники выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выброс вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ( в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно – эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Из анализа данных норм следует, что законодатель предусматривает обязанность получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применительно к стационарным источникам, осуществляющим такие выбросы.
Между тем, как усматривается из материалов дела (л.д.162- фотографии) открытая автостоянка ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» представляет собой арендованный земельный участок используемый для стоянки транспортных средств, как принадлежащих ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления», так и для парковки личных автомобилей обучающихся и сотрудников ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления».
Таким образом, источником выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на территории указанной автостоянки являются автомобили, принадлежащие другим лицам. Данных о наличии на автостоянках каких – либо стационарных объектов ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» производящих выбросы вредных веществ в атмосферу, в материалах дела не имеется и при рассмотрении дела не установлено.
Исходя из положений ч.2 ст.14 и ч.2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96 – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», при эксплуатации транспортных средств обязанности по получению разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и соблюдению установленных технических нормативов лежат на владельцах транспортных средств.
Из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.09.2015 №12-44/22962 «О нормировании выбросов» усматривается, что Минприроды России рассмотрев письмо Росприроднадзора по вопросу учета источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ от открытых автостоянок и подобных территорий сообщает, что согласно ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96 – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», источником выброса, являются сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные(загрязняющие) вещества.
Таким образом, сами открытые автостоянки и подобные территории не могут являться источниками выбросов.
Из ответа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 12-47/14415 от 29.05.2017, направленного ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» усматривается, что поскольку открытая автостоянка используется для посадки и высадки обучающихся и сотрудников в принадлежащие ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» автобусы, а также для парковки личных автомобилей обучающихся и сотрудников, в нерабочее время автобусы находятся на стоянках автотранспортных предприятий г. Тольятти на договорной основе, - источниками выброса в данном случае являются только двигатели указанных транспортных средств и выбросы от них не могут быть отнесены к выбросам вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника, в данном -случае от открытой автостоянки.
С учетом вышеизложенного, то обстоятельство, что 14 мая 2015 года Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области выдавалось ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 150323 сроком действия до 01.04.2016 и 15.03.2016 разрешение № 160358, согласно которому юридическому лицу разрешено в период с 01.06.2016 по 01.06.2017 осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не свидетельствует о нарушении со стороны должностного лица - ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» ФИО2 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в период с 01.04.2016 по 01.06.2016.
При таких обстоятельствах, выводы о признании должностного лица – ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» ФИО2 виновной по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ в выбросе (без специального разрешения) вредных веществ в атмосферный воздух на территории автостоянки ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления», нельзя признать обоснованными, а вынесенные по делу постановление должностного лица и судебные решения законными.
Учитывая изложенное, постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 25.04.2017, решение Ставропольского районного суда Самарской области от 19.06.2017 и решение Самарского областного суда от 17.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» ФИО2 подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч.2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
надзорную жалобу ФИО1 – представителя должностного лица – ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности частного образовательного учреждения высшего образования «Тольяттинская академия управления» ФИО2 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Самарской области в области охраны окружающей среды от 25.04.2017, решение Ставропольского районного суда Самарской области от 19.06.2017 и решение Самарского областного суда от 17.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ведущего специалиста по охране труда и жизнедеятельности ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» ФИО2 отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи надзорной жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров