ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-1487 от 09.11.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Казань ___ ноября 2018 года

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу ФИО1, представляющего интересы общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «ДЖАЛИЛЬ», на вступившее в законную силу решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «ДЖАЛИЛЬ»,

установил:

постановлением исполняющего обязанности командира 2 роты ДПС ОБ ДПС Управления ГИБДД МВД по Республике Татарстан от 7 декабря 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года, общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «ДЖАЛИЛЬ» (далее по тексту - ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель просит указанные постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.

Изучение истребованного из Тукаевского районного суда Республики Татарстан дела об административном правонарушении и доводов заявителя показало, что оснований для удовлетворения указанной жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.

В силу пункта 2 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Порядок организации перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки по дорогам России определяется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, согласно которым крупногабаритным грузом признается груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств согласно приложению № 3.

В приложении № 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, установлены предельно допустимые габариты транспортных средств: длина одиночного транспортного средства - 12 м, прицепа - 12 м; ширина всех транспортных средств - 2.55 м, высота - 4 м.

Согласно пункту 3 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", утвержденного Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258, специальное разрешение согласно образцу приложения № 1 к настоящему Порядку выдается владельцу транспортного средства или его представителю.

В специальном разрешении содержится следующая информация: на лицевой стороне: номер специального разрешения, вид перевозки (межрегиональная, местная), календарный год действия специального разрешения, количество разрешенных поездок, срок выполнения поездок, маршрут транспортного средства, сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, характеристика груза (наименование, габариты и масса), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), наименование уполномоченного органа, выдавшего специальное разрешение, должность лица, подписавшего специальное разрешение, его фамилия, имя, отчество, место для печати уполномоченного органа, выдавшего специальное разрешение, и дата оформления специального разрешения;

на оборотной стороне: вид сопровождения, особые условия движения, перечень владельцев автомобильных дорог, сооружений, инженерных коммуникаций, органов управления Госавтоинспекции и других организаций, согласовавших перевозку (наименование согласующих организаций, исходящий номер и дата согласования), подпись водителя транспортного средства об ознакомлении с основными положениями и требованиями законодательства Российской Федерации в области перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по дорогам Российской Федерации и настоящего специального разрешения, подпись владельца транспортного средства о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации в области перевозки грузов и параметрам, указанным в специальном разрешении, место для отметок владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства (указание даты начала каждой поездки, заверенной подписью ответственного лица и печатью организации), отметки грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках (указание даты отгрузки, реквизитов грузоотправителя, заверенные подписью ответственного лица и печатью организации-грузоотправителя), особые отметки контролирующих органов.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 8 ноября 2017 года в 12 часов 55 минут на 8 километре автомобильной дороги «Набережные Челны - поселок Татарстан- село Ташкичу» водитель-машинист ФИО2 управлял крупногабаритным транспортным средством – трактором «New Holland TG-2», государственный регистрационный знак ...., с отклонением от маршрута, указанного в специальном разрешении № 16 РТ 080003.

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 декабря 2017 года, составленным в отношении ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ», специальным разрешением на движение по автомобильным дорогам Республики Татарстан тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства № 16 РТ № 080003 от 20 октября 2017 года, протоколом об административном правонарушении от 8 ноября 2017 года, составленным в отношении водителя – машиниста ФИО2, а также другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.

Указанные доказательства были оценены судьей районного суда в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ» имело реальную возможность для соблюдения требований законодательства в области перевозок грузов, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действия ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ» правильно квалифицированы по части 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ» назначено административное наказание, предусмотренное санкцией части 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что отклонения от маршрута, указанного в специальном разрешении не имело место быть, в специальном разрешении не конкретизирован маршрут тяжеловесного транспорта, в связи с чем состав инкриминируемого Обществу административного правонарушения отсутствует, является несостоятельным.

Направив транспортное средство по маршруту, не указанному в специальном разрешении, юридическое лицо допустило нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств при имеющейся возможности включить указанный маршрут в специальное разрешение, в связи с чем наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Нарушение установленных частью 2 статьи 28.7 и частью 1 статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков вынесения определения о проведении административного расследования и составления протокола об административном правонарушении, о чем указано в жалобе, не влечет незаконность постановления, поскольку эти сроки пресекательными не являются.

Ссылка заявителя в жалобе на то, что в адрес ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ» не была направлена копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования является несостоятельной, поскольку указанное обстоятельство, само по себе, не свидетельствует о незаконности такого определения.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ», которому было известно о составленном в отношении него протокола об административном правонарушении, будучи не согласным с таковым, должно было проявить необходимую осмотрительность.

Как следует из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении представителю ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ» были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 51 Конституции Российской Федерации, о чем свидетельствует личная подпись представителя Общества (л.д. 5).

Кроме того, представитель Общества имел возможность ознакомиться с материалами дела, в том числе с данным определением. При таких обстоятельствах оснований полагать о нарушении процессуальных прав представителя юридического лица в ходе проведения административного расследования не имеется.

Ссылка жалобы на то, что в постановлении должностного лица неверно указано нарушение пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, не является основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, поскольку не исключает наличия в действиях ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основаниями для отмены решения и постановления по делу об административном правонарушении являются не любые нарушения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а лишь существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело по существу.

Административные правонарушения в области дорожного движения, представляют особую опасность для окружающих и, в силу состава административного правонарушения, содержат существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем данное нарушение Правил дорожного движения Российской Федерации является грубым.

Состав административного правонарушения предусмотренного, частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях имеет формальный состав, то есть не предполагает наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям. В данном случае административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения указанного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах вынесенное судьей районного суда решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2018 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «ДЖАЛИЛЬ» оставить без изменения, жалобу ФИО1, представляющего интересы ООО АФ «ДЖАЛИЛЬ», – без удовлетворения.

Заместитель

Председателя Верховного Суда

Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров